Дидактический материал по теме «Грибы. Ягоды» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Грибы. Ягоды» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Грибы. Ягоды» для старшего дошкольного возраста.

Старшие дошкольники проявляют интерес к изучению осенней природы. Познакомить детей с ягодами и грибами воспитателю поможет дидактический материал по теме «Грибы. Ягоды»: артикуляционные и дидактические упражнения, загадки и стихи.


Дидактический материал по теме «Грибы. Ягоды» может быть использован при планировании тематических недель «Осень в лесу», «Грибы», «Праздник урожая», «Осень. Деревья осенью» в группах старшего дошкольного возраста.

Артикуляционные упражнения и пальчиковые игры

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика) «В осеннем лесу»

1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
2. Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.
Ладони рёбрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.
3. На полянке растёт малина.
Ладони рёбрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять вверх. Язык вынуть и напряженно тянуть к носу.
4. Собираем малину в корзину.
Переплести пальцы «корзиной». Язык — «чашечкой».
5. Дома сварим из малины варенье.
Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавное движение широким языком вперед-назад.
7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытягивать язык вперёд и убирать назад.
8. Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра «В лес идём мы погулять»

Лес — решётка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.
Раз, два, три, четыре, пять.
В лес идём мы погулять:
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.

Пальчиковая игра «Ягоды»

С ветки ягодки снимаю (кисть левой руки приподнять перед собой и опустить пальцами вниз, погладить пальчик руки от основания к подушечкам)
И в лукошко собираю.
Будет полное лукошко.
Раз, два, три, четыре, пять. (погладить подушечку каждого пальчика по порядку)
Я попробую немножко.
Я поем совсем чуть-чуть.
Лёгким будет к дому путь!

Пальчиковая игра «Лесные ягоды»

А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глазки опускать.
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (загибать пальцы в соответствии с текстом)

Пальчиковая игра «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! («шагают» пальчиками по столу)
Мы идём грибы искать.
Этот пальчик в лес пошёл, (массажировать пальцы в соответствии с текстом)
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел. (показ большого пальца)

Пальчиковая игра «Грибочки»

На полянке возле кочки
Мы увидели грибочки:
Две горькушки,
Две серушки,
Две волнушки,
Две свинушки.
А два беленьких грибочка
Мы увидели на кочке.
Дети поочередно соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки, перечисляя грибы.

Пальчиковая игра «В лес по грибы»

Дети в лес грибной пошли (дети «идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу)
И грибочки там нашли.
Часть из них потом сварили, (загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами)
Засолили, засушили,
Заморозили немножко
И поджарили с картошкой.

Пальчиковая игра «Съедобные грибы»

Мы съедобные грибы
Долго собирали,
А потом своим друзьям
Вот что рассказали: (дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке)
В бору вырос боровик,
А под дубом дубовик,
На пеньке сидят опята —
Очень дружные ребята.
Вырос подосиновик
Под молодой осиною,
Крупный подберёзовик —
Под белою березою.
Если с нами в лес пойдёте, («идут» пальчиками по столу)
Много вы грибов найдёте. (поднимают вверх руки с разжатыми пальцами)

Пальчиковая игра «В лес по грибы»

Я корзину в лес беру, (пальчиками «идут»)
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг: (показывают удивление, развод руки в стороны)
— Сколько здесь грибов вокруг! (поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки)
Подосиновик, маслёнок,
Подберёзовик, опёнок,
Боровик, лисичка, груздь —
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке,
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
Мухомор не понесу.
Пусть останется в лесу! (большой палец левой руки отставляют, грозят ему)

Беседа «Адреса грибов»


Оказывается, и у грибов есть… свой адрес! По этому адресу гриб всегда можно найти. Но этот «грибной адрес» знают не все, а только самые — самые внимательные к природе люди.
Сейчас мы с вами постараемся этот адрес отгадать!
Поговорите с детьми о том, что каждый гриб «любит» своё дерево и свой лес и живёт только по своему адресу.

— Например, что мы можем найти под сосной? Конечно же, маслят или белые грибы — боровики.
Боровик — это царь среди всех грибов. Ножка у них толстая — как картофелина. Шляпка коричневая, мякоть белая, крепкая, вкусная. Белые грибы — боровики — и сушат, и варят, и жарят.

Адрес этих грибов: «сосновый бор». Там их можно найти.
— А под берёзой, на лужайках и на скошенных полянах — подберёзовики. Подберёзовики по одному обычно не растут. Рядом с одним всегда другой растёт.
— Под осинами — подосиновики.
— На пнях живут и растут опята.
— В сосновых и еловых лесах много маслят с блестящими шляпками.
— А где живут грибы лисички — дружные сестрички, которые всегда растут рядом друг с другом семейками? В смешанных лесах.
— Рыжики любят хвойные леса — ельники и сосняки.

Интересное об «адресе» грибов: к осени грибы немного меняют свой «адрес», то есть переезжают. Правда, переезжают совсем недалеко — на более тёплое место. Если раньше летом в июле — начале августа они жались к деревьям и часто росли с северной более прохладной стороны, то сейчас их можно найти на открытой полянке, дорожке, у просек. Там, где тепло и солнечно.

Стихи о ягодах и грибах для детей 5-7 лет


О-го-го!
От такого шума-крика
Вся осыпалась черника,
В речке сом перевернулся,
Клён согнулся,
Дуб шатнулся!..
Что случилось?
Что за крик?
Ну в чем де-е-ело?
— Это я!
Нашла гриб!
Бе-е-елый!
(И. Гамазкова)

По грибы старик собрался,
А в грибах не разбирался…
Не запутаться дабы —
Взял он книжку про грибы.
Старичок сидел у ёлки,
По строке водил рукой,
А вокруг шептали волки:
— Ишь ты, грамотный какой!
(В. Шульжик)

По тропинке шла,
Белый гриб нашла.
Проходила по опушке —
Отыскала три волнушки.
Пошла леском —
Моховик под листком.
А шагнула напрямик —
Увидала боровик.
(В. Шульжик)

Под берёзой, под осиной,
Он такой всегда красивый.
И лисичка, и сморчок,
Гриб торчит, как пятачок
Шляпка, ножка, все мы знаем,
Гриб найдём, не потеряем.
Мы пожарим, можем посолить,
Вкусом маму удивить.
После тёплого дождя —
шесть лисичек, три груздя,
две волнушки, восемь белых!
Белке что с грибами делать?
Те — сушить, вот эти — в бочку!
Будут славными грибочки!
(Л. Сашина)

Посреди лесной глуши
Вырастают шалаши.
Целый город новых
Улиц шалашовых.
Хороши шалаши —
В них грибочки-малыши!
Кружит улица-грибница
Как бы нам не заблудиться!
(А. Орлова)

Раз, два, три, четыре, пять!
Я грибок иду искать.
Справа — нет и слева — нет…
Рядышком идёт мой дед.
Палкой травку раздвигает,
Тихо песню напевает…
Мой грибок найду сама!
Ой! Ножка с листиком видна!
(Н. Мельник)


Грибные физкультминутки

Физкультминутка «По грибы»

Осеннюю порою мы в лес с тобой придём, (шагают на месте)
Грибов корзинку целую в лесу мы соберём! (приседания)
Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)
Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)
По тонкому мосточку ручей мы перейдём, (идут на носочках)
Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдём. (наклоны вниз)
Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг — (скрёстные движения прямых рук)
Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)
А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка»)
Под лапы ёлок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «ёлочкой» над головой)
Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)
Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши)

Физкультминутка «За грибами»

Мы шли, шли, шли, (маршируют, руки на поясе)
Боровик нашли. (наклонились)
Раз, два, три, четыре, пять, (маршируют)
Мы идём искать опять. (наклоны вперёд)
Мы в лесок пойдём, (маршируют)
Мы грибок найдём.
В шапочке нарядной, (изображают шляпку гриба)
Светло-шоколадной.
Ты не прячь, грибок, (закрывают лицо руками)
Под листок свой бок! (руки на поясе)

Физкультминутка «Гномы»

Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три — (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)

Физкультминутка «Боровик»

По дорожке шли — (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Боровик нашли.
Боровик боровой, (приседают, опускают голову)
В мох укрылся с головой. (опускают голову ещё ниже, группируются)
Мы его пройти могли, (вновь идут по кругу)
Хорошо, что тихо шли.

Физкультминутка «За грибами»

Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки. (дети идут в хороводе)
Белочки скакали, (скачут вприсядку)
Рыжики срывали. (срывают воображаемые грибы)
Лисичка бежала, (бегут по кругу)
Лисички собирала. (собирают воображаемые грибы)
Скакали зайчатки, (скачут стоя)
Искали опятки. (срывая воображаемые грибы)
Медведь проходил, (идут вразвалку)
Мухомор раздавил. (затем топают правой ногой)

Физкультминутка «Гриб»

Меж еловых мягких лап
Дождик кап, кап, кап! (щелчки пальцами)
Где сучок давно засох, (потереть ладошки)
Серый мох, мох, мох. (положить на стол ладошки и перебирать пальцами)
Где листок к листку прилип, (поднять руки вверх, хлопая в ладошки)
Вырос гриб, гриб, гриб. (с поворотами кистей (то одна сверху, то другая сверху) руки вверх в «замок»)
Кто нашёл его, друзья? (руки вниз и на пояс)
Это я! Я! Я! (повороты туловища вправо-влево)

Физкультминутка «Грибочки»

Я грибочек сыроежка, (руки на грудь и в стороны)
Я малюсенький. (упор присев)
Меня дети очень любят, (встать, повороты туловища направо-налево, руки развести в стороны, вниз)
Я вкусненький. (полуприсед, погладить живот)
Я грибочек-невеличка, (полуприсед с наклоном вправо, руки перед собой)
А зовут меня лисичка. (повторить в другую сторону)
Я грибочек мухомор, (ходьба на месте, «тяжелая»)
Пятнышки на шляпке. (полуприсед, пятки вместе, руки перед грудью)
Почему не любите (правая нога на пятку, руки в стороны, то же с другой ноги)
Вы меня, ребятки?

Физкультминутка «Боровик ведёт зарядку»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Боровик ведёт зарядку:
— Рассчитаться, по порядку!
В шляпках круглых и на ножке,
На полянах, у дорожки,
На траве, во мху, в песочке,
Появляются грибочки.
Вот маслята-крепыши,
Вот опята-малыши.
Дождевой попив водички,
Смотрят весело лисички,
В шляпках красных сыроежки
Приготовились к пробежке,
Бодрый груздь бежит по склону,
Рыжик делает наклоны,
Загорелый моховик
Среди листьев —
Прыг, прыг, прыг!
Только бледные поганки,
Нахлобучили панамки
И стоят под косогором
С вредным дядькой мухомором.
Без лентяев начинаем,
Упражнения повторяем!
Раз — повыше потянулись,
Два — под листики пригнулись,
Три — ползком в пушистый мох,
Поворот на солнце, вдоооох.
Приседаем — раз, два, три!
Пять отжимов от земли!
Молодцы! Скорее в душ
И бегом в лесную глушь!

Физкультминутка «Раз грибок, два грибок»

По тропинке леший шёл,
На поляне гриб нашёл. (ходьба на месте)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (приседания)
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (потягивания — руки вверх)
А потом назад прогнулся,
А потом вперёд прогнулся
И до пола дотянулся. (наклоны вперёд и назад)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (повороты туловища вправо и влево)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (дети садятся)

Физкультминутка «В лесу растёт черника»

А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (приседания)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (ходьба на месте)

Загадки для старших дошкольников по теме «Ягоды. Грибы»


Загадки о ягодах

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?
(Арбуз)

Кафтан на мне зелёный,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар сладок,
На вид-похож на мяч.
(Арбуз)

Желтокожая она,
Ароматна и вкусна.
Хорошо под солнцем ныне
На бахче живётся…
(Дыне)

Как кровь, красна.
Как мёд, вкусна.
Как мяч, кругла,
Мне в рот легла.
(Вишня)

Ягоды на ножках,
На веточках висят,
Цветом рубиновым,
Притягивают взгляд!
(Черешня)

Она ведь севера царица,
Вкусна, красна, ну, просто класс,
Зимой холодной пригодится,
Баланс веществ поддержит в нас.
(Брусника)

Они под снегом до весны,
Храниться могут даже,
Как эти ягоды вкусны,
Вам по секрету скажем.
(Брусника)

Шли ребята во лесок,
И набрали туесок,
В туеске — красна картина,
Это ягода…
(Малина)

Я бываю розоватой,
Белой, красной, чёрной.
И с куста меня ребята
Летом рвут проворно.
(Смородина)

На тоненькой колючей ветке
В полосатых майках детки.
Кустик с шипами — не шиповник.
А как зовут его?
(Крыжовник)

В саду растёт,
Весной цветёт,
Ягода полезная,
Для здоровья ценная!
(Малина)

В лесу и на болоте
Травку вы найдёте.
А на ней синеет гроздь —
Кисло-сладких ягод горсть.
(Черника)

Не на шутку, а всерьёз
Куст колючками оброс.
Тёмных ягодок сорви-ка.
Что за кустик?
(Ежевика)

Душистых ягод аромат,
В природе дикой созревают,
Своею формой небольшой,
Клубнику нам напоминают!
(Земляника)

Сидят цветочки на кусточке,
А ягоды под листочками,
Усы зелёные растут,
У ягод красных сладкий вкус!
(Клубника)

Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь — слюнки потекут,
А раскусишь — кисло!
(Клюква)

Загадки о грибах

Из-под ёлок на пригорок
Вышел мальчик ростом с пальчик.
Он на тучки поглядел,
Сразу кепочку надел,
Новенькую, ладную,
Цветом шоколадную.
(Белый гриб — боровик)

Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растёт сосновом.
Рады бабушка и дед:
— Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый…
(Боровик)

Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов!
(Белый гриб)

На поляне лесной,
Под могучей сосной
Старый старичок,
На нём бурый колпачок,
Кто в лесу бывает,
Тот его и знает.
(Боровик)

Ножка толстая как пень,
Шапка лихо набекрень,
Он не мал и не велик,
Гриб прекрасный…
(Боровик)

Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый…
(Боровик)

Самый лучший гриб в лесу
Я в лукошечке несу —
Крепкий, не червивый,
Со шляпою красивой.
Догадаетесь Вы в миг,
Что в корзинке…
(Боровик)

В нежно-розового цвета
Платьице всегда одета.
Счастье грибникам в лесу
Отыскать её, красу.
(Волнушка)

Догадайтесь-ка, ребята,
Шляпка у него мохната,
Гриб, как розовое ушко,
Как зовут его?
(Волнушка)

Эти милые Подружки,
Растут прямо на Опушке.
У них плюшевые Ушки,
Как зовём мы их?
(Волнушки)

Он растёт где есть берёзы,
Любит дождь, туман и росы,
Сверху шляпки есть ворсинки,
Снизу — белые пластинки.
Для засолки лучший он,
С незапамятных времён.
Кто же будет он таков
В славной армии грибов?
(Груздь)

Бегать вовсе не умеют,
Огоньком в траве желтеют,
Без хвостов они с сестричкой,
Хоть зовутся и…
(Лисички)

Нас называют как зверей,
Которых нет в лесу хитрей,
Хотя мы сами — из грибов.
Так кто же мы, — сказать готов?
(Лисички)

Очень чистый, вкусный гриб —
Рад и повар, и грибник.
Эти жёлтые сестрички
Называются…
(Лисички)

Под листами на поляне
В прятки девочки играли.
Притаились три сестрички
Светло-жёлтые…
(Лисички)

Растут на опушке
Рыжие подружки,
Девчушки-невелички —
Их зовут…
(Лисички)

Масла нет во мне нисколько,
Я съедобный гриб и только.
Кто-то так меня назвал,
Чтоб ты сразу угадал.
(Маслёнок)

Растут грибочки
В хвойном лесочке,
Скользкие ребята
В масле все…
(Маслята)

Знают даже малыши
Красно-белые грибы
Те, что с мухами не дружат.
Не бери ты их на ужин —
Несъедобен этот гриб,
Хоть красавец он на вид.
Называют с давних пор
Гриб тот — красный…
(Мухомор)

Красный кафтан в белый горох, —
В этом грибе есть явный подвох, —
Приметный в лесу и нарядный на вид, —
Очень уж он для людей ядовит.
(Мухомор)

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.
(Мухомор)

В одинаковых нарядах,
В модных шляпках, пряча взгляды,
На пеньке сидят ребята.
Как зовут ребят?
(Опята)

Есть семейные грибы,
Лишь семьей живут они
На пеньках и на корнях,
И в траве на вырубках.
(Опята)

На берёзовом пенёчке
Группой и поодиночке
В сентябре найду ребят:
Одинаковых…
(Опят)

Дерзко выстроились в ряд
На лесной полянке,
Накопили вредный яд
Бледные…
(Поганки)

Скромный, тоненький и бледный…
Этот гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп —
Вас в больницу увезут.
Потому что ядовитый,
И на всех вокруг сердитый.
Мы оставим на полянке
Эту вредную…
(Поганку)

За грибами мы пошли
На рассвете розовом.
В белой рощице нашли
Крепкий…
(Подберёзовик)

Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.
(Подберёзовик)

Под берёзой старичок,
На нём бурый колпачок
И пиджак с пестринкой,
А сапожки — с глинкой».
(Подберёзовик)

Под осиной, под берёзой
Выросли большого роста
Два красавца удалых,
Шляпы разные у них.
В красной шляпе под осиной
Гриб стоял большой и сильный,
Под берёзой же — другой,
В шляпе был коричневой.
Их назвали, всем известно,
По любимому их месту.
(Подосиновик и подберёзовик)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту —
Зовусь я…
(Подосиновик)

Вот оранжевый грибок:
Шляпка, ножка, крепкий бок.
Вы в лесу его встречали,
На картинках книжек.
И по цвету узнавали.
Кто же это?
(Рыжик)

И лесная модница
За нарядом гонится:
То с бордовым, то с лиловым
Или алым покрывалом.
У тропы появится —
Хочет всем понравиться.
(Сыроежка)

Мы набрали шесть охапок
Ярких разноцветных шляпок.
И теперь без спешки
Жарим…
(Сыроежки)


Этюд «Грибы»

Белый гриб

Воспитатель: Кто знает, как выглядит белый гриб? Его называют королём грибов. Какая у него ножка? Круглая, крепкая, беленькая. А шляпка коричневая, бархатистая, закруглённая. Какой у него характер? Он серьёзный, важный, гордый, любит покрасоваться, любит, когда им восхищаются. Кто покажет белый гриб?

Сыроежка

Воспитатель: как выглядит сыроежка? Она маленькая, хрупкая, с красной или жёлтой шляпкой, похожа на маленькую девочку. А какой у неё может быть характер? Она добрая, скромная, весёлая, со всеми дружит. Часто сыроежки растут вокруг других грибов. Может быть, они любят водить хороводы? Кто сможет показать маленькую сыроежку? А теперь несколько сыроежек заведут хоровод. Молодцы!

Лисички

Воспитатель: почему эти грибы так называются? Они очень похожи на настоящую лису рыжим цветом. У лисичек тонкая ножка, шляпка волнистая, как будто с воланами, — лисички настоящие модницы. А какой у них характер? Они хитренькие — прячутся в траве под листочками, не каждый сможет их заметить. Лисички — любопытные хулиганки: осторожно выглядывают из своего укрытия, чтобы ничего не пропустить. Они растут большими семьями, часто по две, по три из одного корешка, как будто построились, чтобы танцевать. Как можно показать лисичек? Давайте покажем большую семью лисичек. Кто хочет быть родителями-лисичками? Все остальные будут детками-лисичками. Как мы можем ручками показать, какая шляпка у лисички? Молодцы!

Маленький молодой гриб и старый сморщенный гриб

Воспитатель: А теперь представьте, что дедушка-гриб гуляет с грибочком-внуком. Как можно показать маленький грибок? Присесть на корточки, сжаться в комочек. А как можно показать большой, старый, сморщенный гриб? Расслабить руки и ноги, сморщить лицо. Какая походка будет у маленького гриба? Маленькие шажки. А у большого гриба? Небыстрая походка, ему трудно быстро ходить, может быть, он немножко шаркает ногами. Давайте покажем.

 

Дидактический материал по теме «Грибы. Ягоды» 5-7 летДанный материал пригодится для тематических недель: «Осень в лесу», «Грибы», «Праздник урожая», «Осень. Деревья осенью».