Дидактический материал по теме «Зимующие птицы» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Зимующие птицы» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Зимующие птицы» для старшего дошкольного возраста.

В течение зимы можно знакомить ребят старшего дошкольного возраста не только с зимними погодными явлениями, но и зимующими птицами. Для этого можно подобрать дидактический материал по теме «Зимующие птицы», такой как пальчиковые игры, речевые и дыхательные упражнения, стихи и т.д.


Дидактический материал по теме «Зимующие птицы» можно использовать при планировании таких тематических недель, как «Птицы зимой», «Зимующие птицы», «Жизнь птиц зимой» в старших дошкольных группах.

Самомассажные упражнения для детей 5-7 лет

Массаж лица «Воробей»

Сел на ветку воробей (обеими ладонями проводят от бровей до подбородка и обратно вверх не слишком надавливая)
И качается на ней.
Раз-два-три-четыре-пять – (массируют височные впадины большими пальцами правой и левой руки, совершая вращательные движения)
Неохота улетать.

Самомассаж «Сорока»

Ока-ока-ока – (круговыми движениями поглаживают ладонями грудь)
Я быстрая сорока.
Ока-ока-ока – (так же поглаживают бока)
Сорока – белобока.
Ока-ока-ока – (поглаживают сначала правую руку от кисти к плечу, затем левую)
Я во дворе летаю.
Ока-ока-ока – (круговыми движениями поглаживают бедра и колени)
И устали не знаю.

Массаж пальцев «Воробьи»

Пять воробьёв на заборе сидели, (показывают пять пальцев левой руки)
Один улетел, а другие запели. (массируют большой палец)
И пели, пока не сморила усталость. (загибают большой палец)
Один улетел, (массируют указательный палец)
Трое осталось. (загибают указательный)
Сидели втроём и немного скучали. (массируют средний палец)
Один улетел, а двое остались. (загибают средний)
Сидели вдвоём и снова скучали, (массируют безымянный)
Один улетел, (загибают безымянный)
И остался один. (массируют мизинец)
Один посидел, (загибают мизинец)
Да и взял, улетел. (все пальцы сжимают в кулак)
При повторении массируют пальцы правой руки.

Речевые игры и чистоговорки

Чистоговорка «Зимующие птицы»

ОКА – ОКА – ОКА – шумная сорока
ОЙ – ОЙ – ОЙ – птицам холодно зимой
ОНА – ОНА – ОНА – чёрная ворона
ОНА – ОНА – ОНА – любопытная ворона
ОНЫ – ОНЫ – ОНЫ – прилетели три вороны
ОНА – ОНА – ОНА – каркает ворона
ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ – пёстрые синицы
АЛКИ – АЛКИ – АЛКИ – крошки ищут галки
АЛКИ – АЛКИ – АЛКИ – прилетели галки
АЛОК – АЛОК – АЛОК – на поле много галок
БЬИ – БЬИ – БЬИ – расшумелись воробьи
БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – шустрый воробей
ОКА – ОКА – ОКА – корм нашла сорока
БЬИ – БЬИ – БЬИ – скачут воробьи
БЬИ – БЬИ – БЬИ – на ветке воробьи
УБКА – УБКА – УБКА – сизая голубка
БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – стая серых голубей
РИ – РИ – РИ – прилетели снегири
РЕЙ – РЕЙ – РЕЙ – очень много снегирей
ТЕЛИ – ТЕЛИ – ТЕЛИ – прилетели свиристели
ЮТ – ЮТ – ЮТ – птицы ягоды клюют
ВА – ВА – ВА – глазастая сова
ВЯТА – ВЯТА – ВЯТА – пушистые совята
НЕ – НЕ – НЕ – дятел на сосне
КА – КА – КА – дятел ищет червяка
УШКИ – УШКИ – УШКИ – птицы у кормушки
АТЬ – АТЬ – АТЬ – птицам надо помогать
ИТЬ – ИТЬ – ИТЬ – птичек можем мы кормить

Игра «Прилетели птицы»

Цель игры: развивать слуховое внимание, активизировать словарь по теме «Птицы».
Педагог называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т.п.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и вороны…
голуби, синицы, аисты, вороны, снегири, макароны…
голуби, синицы, комары, сороки, кукушки…
голуби, синицы, аисты, кукушки, совы, плюшки, лебеди, скворцы…

Игра с мячом «Подскажи словечко»

Цель игры: развивать у детей слуховое внимание, активизировать глагольный словарь по теме.
Педагог кидает мяч ребёнку и называет какую-либо птицу. Ребёнок ловит мяч, возвращает его взрослому и произносит подходящий по смыслу глагол. Голубь – (воркует). Кукушка – (кукует). Ворона – (каркает). Воробей – (чирикает). Синица – (пищит).

Игра «Закончи предложения»

Цель игры: развитие мышления, активизация словаря антонимов, формирование умения согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.
Педагог начинает предложение, ребёнок подбирает соответствующее слово и договаривает предложение.
Воробей маленький, а аист…
Ворона большая, а синица…
Сова спит днём, а охотится…
У синицы хвост короткий, а у сороки…
У дятла клюв длинный, а у снегиря…
У синицы клюв тонкий, а у дятла…
Ворона большая, а воробей…
У человека дети, а у птицы – птенцы.
У человека нос, а у птицы – …
У животных шерсть, а у птиц – …
У животных лапы, а у птиц – …
Воробей – чирикает
Ворона – …
Голубь – …
Сорока – …

Про кого из зимующих птиц можно сказать? Мой – … (дятел, снегирь, воробей, голубь), Моя – … (ворона, синица), Мои – …

Упражнение «Один – много»

Цель: закрепить понятие «один – много»; учить детей называть птиц в единственном и множественном числе; развивать речь.
Материал: карточки с изображением кормушки и зимующих птиц.
Воспитатель называет птицу и предлагает ребёнку изменить слово так, чтобы было много птиц. Затем ребёнок находит карточку с изображением названной птицы и прикрепляет её к кормушке.
Таким же образом выполняют задание наоборот (из множественного в единственное число).

Игра «Сложи слово»

Воспитатель предлагает ребятам составить двусложные слова:
У синицы жёлтая грудка – значит она какая? – желтогрудая.
У сороки длинный хвост, значит она какая? – длиннохвостая.
У вороны чёрные крылья – значит она…
У голубя сизые крылья – значит он…
У сороки белая грудка – значит она…

Дидактический материал по теме «Зимующие птицы» 5-7 лет

Загадки о зимующих птицах для старших дошкольников


Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. (Дятел)

Ты откуда, ты откуда,
Прилетел к нам, красногрудый,
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя?.. (Снегирь)

Верещунья – белобока,
А зовут её… (Сорока)

Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй не робей!
Кто это?.. (Воробей)

Жёлтое брюшко
У маленькой птички.
А зовут её… (Синичка)

Чёрная, как вар,
Кричит: «Кар-р-р!» (Ворона)

Белый бок, серый бок,
Воркует нежно… (Голубок)

Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти – … (Свиристели)

Стихи по теме «Зимующие птицы»


Покормите птиц

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)

Трудно птицам зимовать

Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
(А. Чепуров)

Улетели птичьи стаи

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
(Т. Зайцева)

Ёлочка на улице

Ёлка смотрит гордо ввысь,
Знает – праздник скоро!
Огоньки на ней зажглись,
Словно светофоры!
Снег над ёлочкой идёт,
Снег на ней искрится,
А в ветвях её живёт
Жёлтая синица.
Возле елки игры, смех,
Кот под ёлкой жмурится –
Эта ёлочка для всех,
Елочка на улице?
(В. Викторов)

Синица

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
(А. Барто)

Иней

Всюду иней серебрится,
Ветка каждая блестит.
Скачет, прыгает синица
И на месте не сидит:
Как бы перья синие
Не покрылись инеем.
(Э. Чумичева)

Синицы

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки,
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек!
(Я. Аким)

Зима

Вышел на просторы
Погулять мороз.
Белые узоры
В косах у берёз.
Снежные тропинки,
Голые кусты.
Падают снежинки
Тихо с высоты.
В белые метели,
Утром до зари
В рощу прилетели
Стайкой снегири.
(Е. Авдиенко)

Снегирь

Побелело за окошком:
Всё в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрёшка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зёрен горсть.
(А. Барто)

Снегири

Снегири, снегири,
Как осколочки зари,
Скачут на дорожке.
Ты, мороз, их не бери
Обожжёшь ладошки.
(Е. Кохан)

Снегири

Снегири – смешная птица,
Зиму вовсе не боится.
В зиму в гости прилетает,
холодов не замечает.
Эта с красной грудкой птица,
Леса зимнего певица.
Лес ей в зиму славный дом,
снегири там ищут корм.
Птица малая размером,
Может многим стать примером:
Как в лесу холодном жить,
Жить и вовсе не тужить.
Стайкой снегири летают,
Дар леса в пищу собирают:
Сухие семена цветов,
И ягодки лесных кустов.
Их стаек красногрудых ряд,
Для леса будто бы парад.
Частенько стайки снегирей,
Влетают в города людей.
Рябину зимнюю те стайки поедают,
Так вот весну те стайки поджидают.
Ну, а весной огромной стаей,
На юг гнездиться птица улетает.
(В. Федоренко)

Ворона

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зёрнышка нет у вороны
И от холода нет обороны…
(Н. Рубцов)

За окном метут метели

За окном метут метели,
Но случается порой –
Прилетают свиристели
Ягод поклевать зимой.
Куст боярышника гнётся
От напора птичьих стай.
Звон серебряный несётся,
Славя стылый урожай.
На рябину пересели,
Алых ягод напились,
И в морозный воздух трели
Тонким эхом понеслись.
(В. Лактионов)

Дятел

Раздаются на морозе
Позывные строчки «морзе».
Это кто там, в вышине,
Шлёт привет тебе и мне?
На берёзе пёстрый дятел
Чей-то домик конопатит.
Он хвостом упёрся в сук,
Носиком стучит: тук-тук –
По берёзовой коре
Дробью точки и тире.
(Т. Алексеева-Никулина)

Дятел

Целый день всё тук, да тук –
Раздаётся странный звук.
Мастер дятел так стучит,
Сойке домик мастерит.
Приходи на новоселье,
То-то будет здесь веселье!
Пёстрый Дятел всем вокруг
Славный доктор, добрый друг.
Всех вредителей он съест,
От врагов очистит лес.
Может, ты и нас устроишь,
Всем по домику построишь?
(Т. Лаврова)

Клесты

Полюбуйтесь-ка клестами –
Клювы сложены крестами.
Щеголи – на загляденье:
В ярко-красном оперенье!
В теплом гнездышке уютном
Вывелись зимой птенцы,
Им мороз не страшен лютый,
Вот какие молодцы!
(Н. Рубцов)

Клесты

Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.
Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.


Пальчиковые игры по теме «Зимующие птицы»

Упражнение «Кормушка»

Ребята выполняют массаж пальцев в соответствии с текстом.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли…
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник – посмотри –
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг, со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу, в столовой нашей,
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.

Птичья кормушка

Мы повесили кормушки, (показывают руками крышу кормушки)
В них насыпали зерно. (имитационные движения)
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно. (потирают животик)
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клёст и воробей!
И, конечно, ждём мы в гости
Красногрудых снегирей.

Игра «Прилетайте, птички!»

Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцами обеих рук)
Сала дам синичке. («режущие движения» одной ладони по другой)
Приготовлю крошки, (пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)
Хлебушка немножко. (тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки – голубям, (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям. (вытянуть левую руку с раскрытой ладонью)
Галки да вороны
Ешьте макароны. (тереть ладонь о ладонь)

Упражнение «Я зимой кормлю всех птиц»

Я зимой кормлю всех птиц – (сжимать – разжимать пальцы)
Голубей, ворон, синиц, (на каждое название птицы загибать пальчик – на одной руке)
Воробьёв и снегирей,
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшённой каши, (загибать пальцы на другой руке на каждое название корма)
Дам им зёрна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюёт его она. (имитация движений: пальцы щепоткой «клюют»)

Пальчиковая игра «Воробьи»

Воробьи-воробушки, (сжать кулак, указательный и большой вытянуты в клювик)
Серенькие пёрышки! (шевелят выпрямленными пальцами рук)
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки! (стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот)
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают. (погладить тыльные стороны рук поочередно)
Как бы нам поладить, (хлопки в ладоши)
Чтоб дались погладить? (потереть ладошки друг о друга)

Пальчиковая игра «Кормушка»

Маленькие птички
Зиму переждали. (одну ладошку сжать горсточкой, представляя, что там у нас маленький «птенец», а другой ладошкой погладить, пожалеть «птенца»)
Мы их всех жалели
И кормушку дали.

Дидактический материал по теме «Зимующие птицы» 5-7 лет

Материал для бесед с детьми


С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Спросите ребят, каких птиц они видят во дворе и зимой, и летом (например, воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки). Это птицы зимующие.

А есть птицы – гости, их ещё называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами.

Почему же мы снегирей, свиристелей называем таким странным словом «кочующие»? Кто такой кочевник? (Человек, который кочует, то есть перемещается с места на место со своей семьей, со всеми соседями из одного села и со своим стадом.) Вот и кочующие птицы тоже кочуют с одного места на другое. Как эти птицы подбирают себе место для кочевки? Какое место они выбирают? (Подскажите детям, что главное для птичек – это еда. Найдут птицы место, где корма много, и задержатся на нём подольше. А как корм закончится – полетят дальше. А вот если еды достаточно, то они могут и не кочевать, и жить на одном месте.)

Кочующие птицы прилетели к нам на зиму. А где же сейчас наши ласточки, стрижи, аисты, гуси, кукушки? Куда они делись? Правильно. Это птицы перелётные, они улетели в тёплые страны, их зимой у нас не встретишь.

Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме, как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жильё). А кто ещё переодевается зимой в тёплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки.) И птицы тоже к зиме меняют оперение на более тёплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между пёрышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они! Наверное, вы часто видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. (Попросите детей показать, как сидят нахохлившиеся птички на веточках.) Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Выслушайте предположения детей, а потом уточните их представления. Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мёрзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у неё находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полёте же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мёрзнет на лету.

Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

А ещё в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся в дупле, в густых ёлках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла. (Предложите детям показать, как птички друг друга греют. Пусть ребята прижмутся к Вам и друг к другу и погреются, скажут слова поддержки, похвалят друг друга и успокоят: «Не бойся, чик-чирик! Завтра мороза не будет! Завтра мы зёрнышек много найдём».)

Зима – очень тяжёлое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше, чем летом.

Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет как дрова греют печку. «Сытому морозы не страшны» – так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашёл еды и остался голодным – пропадёт ночью, замёрзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.

Дидактический материал по теме «Зимующие птицы» 5-7 летДанный материал пригодится для тематических недель: «Птицы зимой», «Зимующие птицы», «Жизнь птиц зимой».