Дидактический материал по теме «Осень» 3-5 лет

Дидактический материал по теме «Осень» 3-5 лет

Дидактический материал по теме «Осень» для младшего дошкольного возраста.

Для знакомства детей с осенними признаками в младшем дошкольном возрасте можно использовать пальчиковые игры, дыхательные упражнения, подвижные игры и другой дидактический материал по теме «Осень», представленный в статье.


Дидактический материал по теме «Осень» пригодиться для организации таких тематических недель, как «Осень золотая в гости к нам пришла», «Краски осени. Цветы», «Осень, осень, в гости просим», «Подарки осени» для детей младшего дошкольного возраста.

Осенние подвижные игры

Подвижная игра «Гуляем под дождём»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Дождь на улице опять, (трясём кистями рук)
Всё равно пойдём гулять. (идём на месте)
Дует ветер без конца, (делаем руками перед собой волнообразные движения)
Закачались деревца. (поднимаем руки вверх, качаемся из стороны в сторону)
Дождик капает из тучки, (трясём кистями рук)
Мы шагаем по дорожке. (идём на месте)
Дождик капает на ручки, (барабаним пальцами одной руки по другой руке)
Дождик капает на ножки. (касаемся ног кончиками пальцев)
Дождик капает сильнее,
Где же лужицы поуже? (разводим руки в стороны, а потом сводим их перед собой)
Мы пройдём, ведь мы сумеем
Перепрыгнуть через лужи! (прыгаем на месте)

Подвижная игра «Дождик»

Дождь из этой тучки лил,
А из этой — моросил. (поднимаем руки вверх, трясём кистями)
Дождик землю намочил,
Всюду луж больших налил. (машем кистями рук перед собой, затем разводим руки в стороны)
Дождик нам не нужен.
Скачем через лужи. (двигаем головой из стороны в сторону, затем прыгаем на месте)
Прыг-скок, прыг-скок —
С бугорка на бугорок. (делаем шаг влево и ещё влево, затем шаг вправо и ещё вправо)

Подвижная игра «У медведя во бору»

С помощью считалки выбирают Медведя. Он садится в сторонке. Остальные участники игры ходят рядом, собирают ягоды и произносят:
У Медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А Медведь не спит
И на нас глядит.
После этих слов Медведь начинает ловить детей. Того, кто ему попался, он забирает в свою берлогу.

Подвижная игра «Осенние листочки»

Оборудование: осенние листья.
Цель: побуждать детей начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место, приучать согласовывать свои движения с произносимыми словами; развивать ловкость и координацию движений; способствовать укреплению мышечного корсета позвоночника.

Ход: взрослый привлекает внимание детей к букету осенних листьев. Он говорит: «Ребята, посмотрите, какие красивые осенние листочки: красные, жёлтые, зелёные. Есть большие листья и маленькие. Вот как много в вазе листочков. Хотите с ними поиграть? Берите себе листочки в каждую руку». Дети берут по два листочка и по показу воспитателя выполняют несложные движения в соответствии с текстом произносимого им стихотворения:
Дует, дует ветер,
Дует-задувает. (качаются вправо-влево, руки перед собой)
Жёлтые листочки
С дерева сдувает! (машут руками сверху вниз перед собой)
И летят листочки
Прямо по дорожке, (кружатся на месте)
Падают листочки
Прямо нам под ножки! (останавливаются, присаживаются на корточки, руки вниз)
Затем воспитатель произносит слова:
«Ветер дует — полетим
Мы туда, куда хотим».
Дети поднимаются, игра повторяется ещё раз. Затем листья собираются в общий букет и ставятся в вазу.

Хороводная игра «Осень спросим»

Выберем Осень и Дождик… Дождик куда-нибудь пока прячется, а Осень выходит в середину круга.
Мы начинаем медленно ходить и петь:
— Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим,
Что в подарок принесла?
— Принесла я вам муки! (отвечает Осень)
— Значит, будут пирожки! (кричим мы хором)
— Принесла вам гречки! (говорит Осень)
— Каша будет в печке! (радуемся мы)
— Принесла вам овощей! (говорит Осень)
— И для каши, и для щей! (кричим мы)
— Рады ли вы грушам? (спрашивает Осень)
— Мы их впрок насушим! (отвечаем мы)
— А уж яблоки – что мед! (говорит Осень)
— На варенье, на компот! (радуемся мы)
— Принесла и мёду! (говорит Осень)
— Полную колоду! (удивляемся мы)
После этого опять кружимся и поём:
— Ты и яблок, ты и мёду,
Ты и хлеба принесла.
А хорошую погоду
Нам в подарок припасла?
— Дождику вы рады? (хитро улыбается Осень)
— Не хотим, не надо! (кричим мы и бросаемся врассыпную)
Но Дождик тут как тут. (он гоняется за нами, звонко приговаривая)
— Кто под дождик попадёт,
Тот сейчас водить пойдёт.
Мы бегаем до тех пор, пока Дождик кого-нибудь не поймает. Тот, кого он поймает, становится Дождиком, а Осень мы выбираем новую. Посчитаемся и выберем.

Физкультминутки и самомассаж

Физкультминутка «Листопад»

Ветер дует, задувает,
Ветер дерево качает. (поднимаем руки вверх, качаемся из стороны в сторону)
Падают листочки
На траву, на кочки. (приседаем и встаём)
Ветер дует, задувает,
Ветер листики срывает. (поднимаем руки вверх, потом опускаем вниз)
Как же веткам не дрожать?
Как им листья удержать? (руки перед собой, трясём кистями)
Листья в воздухе кружатся,
Листья на траву ложатся. (кружимся на месте, потом приседаем)
Мы сейчас пойдём гулять. (идём на месте)
Будем листья собирать! (наклоняемся)

Игра-самомассаж «Кленовые листья»

Дети касаются ладошками разных частей тела.
Как красивы листья клёна —
Красный, жёлтый и зелёный!
Листья с дерева упали,
Нам на голову попали.
На затылок, на макушку,
А с макушки и на ушки.
А ещё на лоб упали,
А ещё на нос попали.
Листья падают на плечи
И слетают на живот.
И ещё потом на плечи,
Ну а с них и на живот.
Листья падают на ручки,
Листья падают на ножки.
Уж повсюду листьев кучки,
В листьях — травка и дорожки.

Массаж спины «Дождик»

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют массаж.
Дождик бегает по крыше.
Бом! Бом! Бом! (нежно водят пальчиками по спине)
По весёлой звонкой крыше.
Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите. (постукивают пальчиками по спине)
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите. (постукивают кулачками по спине)
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте. (поглаживают ладошками)
Бом! Бом! Бом!
А уйду — тогда гуляйте.
Бом! Бом! Бом!
Дождик бегает по крыше.
Бом! Бом! Бом!
По весёлой звонкой крыше.
Бом! Бом! Бом!

Физкультминутка «Яблоки»

Яблочки на веточках
Висели высоко. (поднимаем руки вверх)
И достать нам яблочки
Было нелегко. (подпрыгиваем на месте)
Встали мы на цыпочки,
Тянем ручки, ножки. (встаём на цыпочки и тянемся вверх)
А потом мы веточки
Потрясли немножко. (трясём руками)
Полетели яблочки
На траву густую. (опускаем руки вниз)
Сложим их в корзиночку —
Мы найдём пустую. (показываем, как складываем яблоки в корзиночку)

Физкультминутка «Мишкин дом»

Мишка по лесу гулял (идём на месте)
И грибов насобирал. (наклоняемся)
Мишка строит новый дом, (складываем руки над головой домиком)
Будет спать спокойно в нём. (кладём ладошки под щёчку)
Под высокою сосной (поднимаем руки вверх)
Появился дом большой. (разводим руки в стороны)
И на мягкую кровать
Мишка лёг поспать. (приседаем)

Пальчиковые игры по теме «Осень»

Пальчиковая игра «Цветы»

Выполнять движения руками: поочерёдно сгибать и разгибать пальчики.
Солнце поднимается —
Цветочки раскрываются.
Солнце опускается —
Цветочки закрываются.
Вновь светло становится,
Солнце в небе светит.
Радуются солнышку
И цветы, и дети.
Но уходит солнце спать,
И темно уже опять.
Солнышко не светит,
Спят цветы и дети.
День приходит снова,
Солнце поднимается.
И цветы, проснувшись,
Быстро открываются.
А потом приходит ночь,
Солнце опускается.
И цветы, готовясь спать,
Снова закрываются.
Мы цветам хотим помочь.
Им подскажем: день и ночь,
День — ночь, день — ночь.

Пальчиковая игра «Осень»

Ветер северный подул: «С-с-с-с», (дуем)
Все листочки с веток сдул… (пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились. (помахать ручками в воздухе)
Дождик стал по ним стучать,
Кап-кап-кап, кап-кап-кап! (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)
Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)
Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд-назад)
Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)

Пальчиковая игра «Собираем листочки»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья берёзы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

Пальчиковая игра «Ветер листики считал»

Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки — золотой,
Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)
Ветер бросил на тропинку.

Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)
Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)
Красный листик,
Жёлтый листик,
Будем их сейчас считать. (хлопаем в ладоши)
Сколько листиков собрали?
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики)
Можно с ними поиграть! (поднимаем руки вверх, делаем «фонарики»)

Пальчиковая игра «Ёжик»

Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) — это ёжик, пальцы другой руки — лесные зверюшки.
Сжимаем одной рукой каждый палец другой руки.
«Ёжик по лесу идёт, всем орешки раздаёт. (растопыриваем пальцы правой руки — это ёжик, левая рука сжата в кулачок)
Зайке беленькому, (отгибаем мизинчик)
Волчку серенькому. (отгибаем безымянный палец)
Рыжей лисичке, (отгибаем средний палец)
Белочке-сестричке, (отгибаем указательный палец)
А медведю-мишке ёжик дарит шишки. (отгибаем большой палец)

Осенние дыхательные упражнения

«Дождик»

И.п.: о.с. 1 — попеременно выставлять прямые руки вперёд — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Кап-кап- кап!»; 3 — попеременно выставлять прямые руки вперёд — «ловят капли» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3-4 раза.

«Идём по лужам»

И.п.: о.с. 1 — ходьба на месте (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Хлюп-хлюп-хлюп!»; 3 — ходьба на месте (вдох носом); 4 — на выдохе произносить: «Шлёп-шлёп-шлёп!». Повторить 3-4 раза.

Вода в лужах

И.п.: о.с. 1 — на вдохе плавно покачивать руками внизу вправо-влево; 2 — на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!». Повторить 3-4 раза.

«Осенний ветерок»

Для выполнения этого упражнения нужны настоящие листья или листья из бумаги.
И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4-5 раз.

«Гром»

И.п.: о.с. 1 — выполнять хлопки над головой (вдох); на выдохе произносить: «Грох-бабах!». Повторить 3-4 раза.

«Эхо»

И.п.: о.с. 1 — подносить руки ко рту рупором (вдох); 2 — на выдохе поизносить протяжно: «Ау-ау-ау!». Повторить 3-4 раза.

«Облака плывут»

И.п.: о.с. 1 — выполнять плавные помахивания руками над головой (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Плывём туда-туда-туда!». Повторить 2-3 раза.

«Гром гремит»

И.п.: о.с. 1 — руки вверх (вдох); 2 — хлопок над головой, на выдохе произносить: «Бах! Бах!». Повторить 3-4 раза.

«Дождик»

И.п.: о.с. 1 — попеременно выставлять прямые руки вперёд — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Кап-кап-кап!». Повторить 3-4 раза.

Стихи с часто повторяющимися звуками


Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый — а-а-а…
Рябиновый — и-и-и…
Берёзовый — о-о-о…
Дубовый — у-у-у…
(М. Картушина)

Кап-кап-кап! — тучка.
Кап-кап-кап! — плакучка.
День и ночь плачет,
Дождик вниз скачет.
(М. Картушина)

Мелкий дождик моросит:
Кап, кап, кап, кап.
В листьях сада шелестят,
Кап, кап, кап, кап.
Мокнет мяч у ворот,
Кап, кап, кап, кап.
Мокнет поле, огород,
Кап, кап, кап, кап.
(А. Воронова)

Что нам шепчут листья?
Подойдём и спросим.
Листья отвечают:
«Осень!
Осень!
Осень!».
С гор сползают тучи,
Птиц куда-то прячут.
Всё сильнее ветки
Плачут,
Плачут,
Плачут…
(И. Цекович)