Дидактический материал по теме «Фрукты» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Фрукты» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Фрукты» для старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте продолжается знакомство ребят с дарами осени: фруктами. Организовать работу с детьми педагогу помогает дидактический материал по теме «Фрукты»: физкультминутки, стихи и загадки, пальчиковые игры и т.д.


Дидактический материал по теме «Фрукты» пригодится при планировании тематических недель «Осень в творчестве поэтов и художников», «Деревья и кустарники», «Праздник урожая», «Труд людей на полях, огородах и садах», «Осень .Деревья осенью», «Быть здоровыми хотим».

Фруктовые пальчиковые игры

Упражнение «На базар ходили мы»

На базар ходили мы, (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не соприкасаются)
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз —
Это самый вкусный груз! (пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)

Пальчиковая игра «Палец толстый и большой»

Палец толстый и большой (поочередно загибать пальцы)
В сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик — самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает. (поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)

Пальчиковая игра «Яблонька»

У дороги яблонька стоит, (руки сплести над головой, пальцы разжаты)
На ветке яблочко висит. (сложить запястья вместе)
Сильно ветку я потряс, (руки над головой, движения вперед-назад)
Вот и яблочко у нас. (ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко)
В сладко яблочко вопьюсь,
Ах, какой приятный вкус. (соединить запястья, ладони развести)

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)

1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
2. Растёт на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.
Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.
3. Яблоки кислые.
Махнуть рукой «эх». Сморщиться и слегка высунуть язык.
4. Яблоки соберём в корзины.
Пальцы рук переплести «корзинкой». Скругленные концы языка загнуть «чашечкой».
5. Дома сварим из яблок варенье.
Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.
7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперёд и убрать назад.
8. Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Физкультминутки по теме «Фрукты» для детей

Упражнение «Осенний сад»

Прекрасен наш осенний сад. (идут по кругу)
В нём слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки, (поднимают руки вверх)
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок (машут руками)
И жёлтый лист шуршит у ног. (идут, шаркая ногами)

Физкультминутка «Фруктовый сад»

В саду фруктовом яблоня (машут руками над головой)
Посажена была. («сажают» яблоню)
Она цветами белыми (руки подняты вверх, ладони изображают бутон)
Весною расцвела. («цветок» распускается)
Следил наш старый дедушка, (изображают дедушку)
Известный садовод,
Чтоб наливала яблоня (машут руками над головой)
Румяный сладкий плод. (пощипывают щёки)

Физкультминутка «Сбор фруктов»

Мы идём во фруктовый сад. (маршируют на месте)
Вдыхаем яблок аромат. (дыхательное упражнение)
Хотим сорвать яблоки с дерева. (поднимаются на носочки, тянут руки)
Может быть, допрыгнем до них? (прыгают)
Нужно поставить лестницу. (имитируют подъём по лестнице)
Срываем яблоки и кладём в корзину. (имитируют сбор яблок)
Яблоки собрали, теперь отдохнём. (садятся)

Физкультминутка «Яблочко»

Как румян осенний сад! (лёгкие хлопки по щекам)
Всюду яблоки висят. (руки поднять вверх)
Краснобоки, краснощёки, (руки на поясе)
На ветвях своих высоких (руки поднять вверх)
Точно солнышки горят! (соединить руки в круг — «солнышко»)
На носочки я встаю, (подняться на носки)
Яблочко я достаю, (руки вверх)
С яблочком бегу домой, (бег на месте)
Мамочке подарок мой! (хлопки в ладоши)

Развивающие игры по теме «Фрукты и овощи»

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова:
— Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста)
— Солнышко светило чтоб, ярче зеленел… (укроп)
— Собираем мы в лукошко очень крупную… (картошку)
— От дождя земля намокла — вылезай, толстушка… (свёкла)
— Из земли — за чуб плутовку тянем сочную… (морковку)
— Помогает деду внук — собирает с грядок… (лук)
— Просит дедушка Федюшку: — собери ещё… (петрушку)
— Вот зелёный толстячок — крупный, гладкий… (кабачок)
— А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж… (виноград)
— Очень сочны и красивы выросли на ветках… (сливы)
— Для Серёжи и Марины набираем… (мандарины)
— Для Ванюши и Катюши соберём в корзину… (груши)
— Не забудем для Алёны очень кислые… (лимоны)
— Для начинки в пироги набираем… (яблоки)
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Дидактическая игра «Большой — маленький»

Цель: научить детей словообразованию с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Воспитатель предлагает ребёнку вытащить из мешочка картинку (или муляж) и изменить слова по образцу: огурец — огурчик, помидор — помидорчик и т.д.

Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков»

Цель: учить детей согласованию существительных с прилагательными.
Груша (какая?) — сочная, хрустящая, жёлтая.
Апельсин (какой?) — ароматный, полезный, круглый.
Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твёрдая.
Помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый.
Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зелёный, длинный, ароматный.

При знакомстве с игрой можно прочитать стихотворение Я. Акима:
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое.
Яблоко я пополам разделю,
Яблоко с другом своим поделю

Или такие стихи:
Душистые, румяные,
Есть сладкие, есть пряные,
Есть кислые, есть терпкие,
Есть мягкие, есть крепкие.
Есть свежие, сушёные,
И даже есть мочёные.

Самый главный сладкий плод
В нашем садике растёт.
Он янтарный и душистый,
Кисло–сладкий, золотистый.
Крупный, круглый и хрустящий,
Королевич настоящий!
Есть с румяненьким бочком,
И с весёлым червячком.

Наша яблоня на диво
Много яблок подарила:
Очень сладких, ароматных,
И на вкус таких приятных.

Дидактическая игра «Мы волшебники немного — был один, а стало много»

Цель: учить детей образованию множественного числа существительных:
Воспитатель предлагает ребятам изменить слова по образцу: яблоко — яблоки, груша — …, слива — …, персик — …, банан — … и т.д.

Дидактическая игра «Продолжи фразу»

Лимон кислый, а яблоко… (сладкое);
Лимон овальный, а яблоко… (круглое);
Лимон жёлтый, а яблоко… (красное).

Коммуникативная игра «Поварята»

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.
Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т.д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь ещё. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берёт за руку его и т.д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т.д. Можно имитировать закипание, перемешивание.
Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через лёгкий имитационный массаж.

Развивающая игра «Я знаю»

Цель: развивать внимание и память, расширять знания о фруктах.
Первый игрок начинает: Я знаю много фруктов: яблоко. Второй игрок продолжает: я знаю много фруктов: яблоко и груша. Третий строит цепочку дальше: «Я знаю много фруктов: яблоко, груша и слива». Задача — продолжить цепочку и ничего не перепутать. Взрослый в игре может сделать преднамеренную ошибку, например, назвав вместо фрукта овощ. Заметят ли дети эту ошибку?

Советы по проведению игры:
Для детей цепочка не должна быть слишком большой! Если играет много детей, то лучше составить не одну длинную цепочку слов, которую сложно запомнить, а несколько цепочек.
Составляя цепочку, можно нанизывать на шнур крупные деревянные детали. Так мы наглядно видим, сколько слов мы запомнили и подобрали.

Интересные факты о фруктах


1. Издавна в русских деревнях отмечали светлый праздник — Яблоневый Спас. Говорили: «Пришёл Спас — всему час», т.е. 19 августа начинают сбор многих плодов и овощей. В этот день снимали с яблонь созревшие плоды, торжественно освящали их в храмах, а потом угощали друг друга яблоками. До Яблочного Спаса строго-настрого запрещалось рвать яблоки с деревьев.
2. Народ называет грушу «золотым деревом». Ведь плоды груши не только вкусные, но и полезные. В них много витаминов D и C, солей калия, магния и железа.
3. У сливы мощная корневая система. Её корни уходят глубоко под землю, на глубину до 12 м и разрастаются в ширину далеко за пределы кроны. В сливах много сахара, витаминов, есть соли калия, железа и витамин С. Сушёные сливы называются чернослив.
4. В вишнях много витамина С, сахаров, солей кальция и железа. Вишни нуждаются в кальции, который необходим им для образования косточек. Поэтому в почву, где растут эти деревья, надо вносить удобрения, содержащие соли кальция. Годится для этого и яичная скорлупа, которую рассыпают под вишнёвым деревом. Черешня — родственница вишни. Она слаще, чем плоды вишни, растёт в более южных областях нашей страны.
5. В абрикосах много сахара, есть ценный растительный белок, жиры, витамины А и С. Сушёный абрикос называют курагой. Из семян абрикосов получают ароматное и целебное абрикосовое масло.
6. В винограде есть фруктоза и глюкоза, минеральные соли и микроэлементы — калий, кальций, фосфор и железо. Виноград повышает аппетит, помогает пищеварению. Изюм, кишмиш — это сушёный виноград.
7. В бананах много углеводов, фруктозы и сахарозы, поэтому они очень питательны. 3-4 плода могут заменить целый обед! Плоды богаты витаминами А, С и группы В, калием. На Филиппинах растут «текстильные» бананы. Это маленький фрукт с горьким вкусом. Из его листьев делают волокна для производства бумаги и картона.
8. Родом мандарины из Китая, Японии и Индокитая. «Мандарин» — так звали в древнем Китае важных чиновников. Ещё древние врачи заметили, что мандарины помогают восстановить здоровье после тяжёлых болезней, снимают переутомление, помогают при бессоннице.
9. Лимон обладает целебными свойствами: лечит заболевания кожи, эффективен при гриппе, головной боли, повышает иммунитет. С давних времён лимоны используются для профилактики и лечения цинги и при авитаминозах. В кожуре лимона много полезных эфирных масел. Из плодов, листьев, веток лимонного дерева добывают масло лимона.
10. Слово «апельсин» переводится как «китайское яблоко». В России князь Александр Меньшиков построил дворец с оранжереями, в которых выращивали апельсины. Слово «оранжерея» происходит от французского слова «оранж», что значит апельсин. В оранжевых плодах содержатся эфирные масла, повышающие сопротивляемость человека болезням, понижают жар, улучшают зрение.

Стихи для детей 5-7 лет о фруктах


Яблоко

Очень рада Светочка
Яблочку на веточке!
Яблонька качается,
Свете улыбается:
— Светочка, послушай!
Яблочко покушай!
А яблочко смеётся —
В руки не даётся!

Высоко на дереве яблоки созрели,
Солнышком напитаны спелые бока;
Мы такие яблочки никогда не ели
И никто не пробовал, уж наверняка.
Сладкие и вкусные, золотисто-красные,
Запах — удивительный, тёплые в руке.
Уродила яблонька яблочки прекрасные,
Нет вкуснее яблок на нашем хуторке!

Яблочко бери скорее —
Лучшее тебе отдам!
Кушай смело, не робея,
Это вкусно! Ням-ням-ням!
Пережевывай спокойно,
Не срываясь в чехарду,
Яблок для тебя довольно
Выросло у нас в саду!

Арбуз

На рынок бабушка ходила,
И арбуз большой купила.
Очень круглые бока,
И надтреснул он слегка
Потому, что был он спелый.
Разделили так умело,
Очень сладкий он на вкус —
Чудо-ягода — арбуз.

Абрикос

Так бывает каждый год:
Весною ранней он цветёт,
И будто солнышка привет,
Его душистый нежный цвет.
Ароматен он, пригож
И на солнышко похож.
Привлекает пчёл и ос
Мой любимый абрикос.

Ценный грейпфрут

Знакомьтесь, дети, я грейпфрут,
Я крупный, сочный, вкусный фрукт.
Слегка горчу, но не беда,
Зато я помогу всегда
Тому, кто хочет похудеть,
Тому, кто часто стал болеть.
Я организм омоложу,
Я людям всей душой служу.
Конечно, я не мандарин,
Не ароматный апельсин
И не лимончик драгоценный,
Но я, поверьте, тоже ценный!

Слива

Модница — слива,
пока созревала,
платье за платьем
так и меняла.
Было зелёное
платье атласное, —
нет, не понравилось:
выбрала красное.
Вот надоело
также и это, —
платье надела
синего цвета.
А синее платье
сменить не успела:
пришла наша Катя
да сливу и съела.
(Е. Серова)

Арбуз

Вот полоска — раз, два, три,
Мякоть спелая внутри.
Это, мамочка, арбуз,
Прямо сахарный на вкус!
Рисовала целый час.
И теперь арбуз у нас!
Только вот что, знаешь, мам,
Я его тебе не дам.
Ты сначала суп доешь,
А потом арбуз нарежь!
(С. Капутикян)

Апельсин

Мы приходим в магазин,
Покупаем апельсин.
Он громадный,
Он тяжёлый,
Он блестящий,
Он весёлый,
Он оранжевого цвета,
Он — как солнечное лето!
А представьте себе только
Апельсиновые рощи!
Только дерево представьте!..
Только ветку!..
Это проще…
(Э. Мошковская)

Не стану я жалеть о розах

Не стану я жалеть о розах,
Увядших с лёгкою весной;
Мне мил и виноград на лозах,
В кистях созревший под горой,
Краса моей долины злачной,
Отрада осени златой,
Продолговатый и прозрачный,
Как персты девы молодой.
(А. Пушкин)

Оранжевый плод

Терпко-пахучий и плотный…
Ты наливался дремотно
Под солнцем где-то на юге,
И должен сейчас отправиться в рот
К моей серьёзной подруге.
(С. Черный)

Яблоко

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто
Яблоко висело.
Только Конь сказал,
Что низко.
А Мышонок — высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка — далеко.
А Телёнок — озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыпленок — тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котёнку всё равно:
— Кислое — зачем оно?
— Что вы! —
Шепчет Червячок, —
Сладкий у него бочок.
(Г. Сапгир)

Персик

Мы с дедушкой
Персик сажали в саду.
Три года он рос
У нас на виду.
Когда же плоды?
Не дождусь я никак…
И вот, наконец —
Каждый персик с кулак.
Глажу мохнатую кожуру,
Белую
Чистую
Миску беру.
Первые, спелые,
Красные, сладкие
Персики
Дедушке отнесу.
(К. Тангрыкулиев)

Мы весной сажали сад

Мы весной сажали сад,
А Семён лежал у гряд.
Вот мы яблоко едим,
А Семёну не дадим:
Нам лентяев здесь не надо!
Выходи, Семён, из сада!
(И. Демьянов)


Пословицы и поговорки по теме «Фрукты»


Яблоко на ужин — и врач не нужен.
Виноград — не град, не бьёт, не валит, а на ноги ставит.
От простуды и ангины помогают апельсины.
И грушу съел, и зубы почистил.
Славится на целый мир самый древний фрукт инжир.
За ягодами пойдёшь, здоровье найдёшь.
Грушу мне, яблоко мне, а айву — сердце моё хочет.
Слива себя не расхваливает, но дорожка к ней навсегда протоптана.
Хорошее яблоко доктора стоит.
Цветы для радости, сады для сладости.
Был бы сад, а соловушки прилетят.
Красна весна цветами, а осень плодами.
Каков уход, таков и плод.
Кто не ленится, тот садом гордится.
Весной час упустишь, годом не наверстаешь.
Была бы водица, а фрукт народится.