Дидактический материал по теме «Весна» 3-5 лет
Дидактический материал по теме «Весна» для младшего дошкольного возраста.
Для знакомства детей с весенними признаками в младшем дошкольном возрасте можно использовать пальчиковые игры, дыхательные упражнения, подвижные игры и другой дидактический материал по теме «Весна», представленный в статье.
Дидактический материал по теме «Весна» пригодиться для организации таких тематических недель, как «Весна-красна», «Подарки весны. День победы», «Цветущая весна», «Весна идёт, весне дорогу» для детей младшего дошкольного возраста.
Содержание:
1. Пальчиковые игры на тему «Весна»
2. Стихи для детей 3-5 лет о весне
3. Развивающие весенние игры
4. Весенние загадки для детей
5. Весенние физкультминутки для малышей
6. Скачать дидактический материал
Пальчиковые игры на тему «Весна»
Пальчиковая игра «Прилетели птицы с юга»
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка – (поочерёдно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж – (скрестив большие пальцы, помахать ладошками)
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели.
Пальчиковая игра «Грачи»
Мы лепили куличи (лепить пирожок)
Прилетели к нам грачи. (помахать крыльями)
Первый грач испёк пирог, (загибать пальчики по очереди на одной руке)
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвёртый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики на другой руке)
Выходи грачей считать.
Пальчиковая игра «Весна»
«Кап-кап-кап», – капель звенит, (стучим правым указательным пальцем по левой ладошке)
Словно с нами говорит. (стучим левым указательным пальцем по правой ладошке)
Плачут от тепла сосульки (руки поднимаем вверх, кисти рук опускаем вниз, пальцы разводим, трясём кистями)
И на крышах талый снег. (соединяем руки над головой углом)
А у всех людей весною (разводим руки в стороны)
Это вызывает смех! (хлопаем в ладоши и улыбаемся)
Пальчиковая игра «Веселые льдинки»
Под самым карнизом, (сжимают и разжимают пальцы)
Над самым оконцем
Забралось в сосульки (стучат пальцами по столу)
Весеннее солнце. (поднимают руки и делают «солнышко»)
Сверкая, бегут (сжимают и разжимают пальцы)
По сосулькам слезинки…
И тают сосульки – (стучат пальцами по столу)
Весёлые льдинки.
Пальчиковая игра «Капель»
С крыши капает капель: (пальцы стучат по ладошке в медленном темпе)
Кап-кап, кап-кап!
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (увеличиваем темп)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! (в быстром темпе)
Пальчикая игра «Дай нам, солнышко, тепла»
Мы ладошки протянули
И на солнышко взглянули. (дети протягивают ладошки вперёд и ритмично поворачивают их вверх-вниз)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была. (делают движение пальцами, словно маня к себе)
Наши пальчики-малютки
Не хотят ждать ни минутки, (ритмично сгибают и разгибают пальцы)
Тук-тук, молоточками, (наклоняются и поочерёдно ритмично стучат кулачками по коленям)
Хлоп-хлоп, лапоточками, (ритмично хлопают по коленям)
Прыг-прыг, словно зайки,
Скачут на лужайке. (стучат полусогнутыми пальцами по коленям)
Пальчиковая игра «Весна»
Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки)
Два – капель, (согнуть безымянный палец)
Три – сосульки тают. (согнуть средний палец)
Март прошёл, идёт апрель, (согнуть указательный палец)
Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица»)
Пальчиковая игра «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне, (запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)
Утром весенним раскрыл лепестки. (развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питанье (ритмично двигать пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землёй корешки. (ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
Пальчиковая гимнастика «Пришла весна!»
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его)
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть. (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)
А из под старой травки
Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка)
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)
Стихи для детей 3-5 лет о весне
Чур, я буду догонять!» —
Снег весне не возражал,
Без оглядки убежал.
(Е. Николаева)
Улетела ласточка
За тридевять земель…
Возвращайся, ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, ласточка,
Прилетит весна!
(Б. Заходер)
На полянке, у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит,
А под ёлкой снег лежит.
(Б. Заходер)
Листики проснулись,
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
— Неужели это…
Неужели лето?
— Нет, ещё не лето,
Но уже — весна!
(В. Данько)
Динь-дон! Динь-дон! —
Это капель звон!
Ярко солнышко сияет,
Тает всё кругом.
(О. Теплякова)
По тропинкам там и тут
Ручейки весной бегут,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
(В. Зубкова)
Плачет сосулька,
Уходят морозы,
Льются ручьями
Весенние слёзы.
(С. Бахрушина)
Заревел медведь в берлоге,
Затекли от спячки ноги!
Не могу уже я спать,
Пора вставать, весну встречать!
(А. Аболь)
Кап да кап, и не до сна,
Постучалась к нам весна.
Зазвенел ручей игриво.
Вышел ёжик: «Что за диво!
Хватит звери нам скучать,
Уж весну пора встречать!».
(Л. Луканова)
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно, очень тёплые ноги у весны.
(И. Токмакова)
Развивающие весенние игры
Ритмическая импровизация «Весенняя телеграмма»
Цель: развивать фонематический слух, внимание.
Ход: вначале игра может проводиться как ритмическое «эхо»: дети повторяют за педагогом ритмический рисунок каждой второй строки, прохлопывая ритм в ладоши или исполняя его на любых музыкальных инструментах (ложках, треугольнике, барабане и т.д.). Затем постепенно надо предлагать детям «послать свою телеграмму», т.е. импровизировать ритмический рисунок.
Дятел сел на толстый сук
Тук да тук.
Всем друзьям своим на юг
Тук да тук.
Телеграммы срочно шлёт
Туки-туки-тук.
Что весна уже идёт
Туки-туки-тук.
Что растаял снег вокруг
Туки-тук, туки-тук.
Что подснежники вокруг
Туки-тук, туки-тук.
Дятел зиму зимовал
Тук да тук.
В жарких странах не бывал
Тук да тук.
Всё: и понятно, почему
Скучно дятлу одному.
Дидактическая игра «Кто больше назовёт действий?»
Цель игры: упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.
Ход игры: воспитатель задаёт вопросы:
– Что можно сказать о снеге? Снег что делает? (идёт, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит)
– Что можно сказать о дожде? Дождь что делает? (идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше)
– Что можно сказать о солнце? (светит, греет, восходит, заходит, печёт, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает)
– Что делает солнце весной? (светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит)
– Что делает трава весной? (всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю)
– Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнёзда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов)
– Что делают почки весной? (наливаются, набухают, лопаются, развёртываются в зелёные листья, растут, раскрываются, из почек появляются первые листочки – нежные, зелёные, душистые, пахучие)
– Что можно делать с цветами? (сажать, поливать, смотреть на них, любоваться ими, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу)
Дидактическая игра «Переодень куклу»
Цель игры: выбор одежды для прогулок весной.
Ход игры: воспитатель подзывает к себе детей.
Воспитатель: была зима и люди носили тёплую одежду. Оденьте куклу в тёплую зимнюю одежду. Теперь стало тепло и такая одежда уже не нужна. Теперь нам нужна уже другая одежда. Подберите подходящую для весны одежду и оденьте в неё свою куклу.
Дидактическая игра «Зима или весна?»
Цель игры: закрепление знаний признаков весны, дифференциация их от признаков зимы; развитие памяти, речи; воспитание ловкости.
Ход игры: воспитатель и дети стоят в кругу.
Воспитатель: на деревьях набухают почки – это… (Бросает мяч одному из детей. Ребёнок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Весна».)
Воспитатель: из тёплых краёв прилетают птицы: журавли, грачи, скворцы, жаворонки, дикие утки – это… (Бросает мяч, ребёнок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Весна».)
Люди одевают лёгкую одежду – это… (Бросает мяч, ребёнок ловит и говорит, бросая его обратно: «Весна».) Когда бывает снег – это… Когда много сугробов – это… и т.д.
Игра-драматизация «Весна в лесу»
Цель игры: учить детей имитировать движения жителей леса.
Ведущий: вот и наступила весна. Как хорошо в лесу весной: пташки поют, листочки распускаются.
Вся природа ожила. (слушают пение птиц)
А вот сорока идёт, новость на хвосте несёт!
Выход сороки.
Сорока: я – весёлая Сорока,
Я – Сорока-Белобока!
Новость слышала в лесу,
На хвосте её несу.
Расскажу всему я свету.
Что зимы давно уж нету!
Вот и кончилась зима,
В гости к нам пришла весна!
Мишки, Мишеньки вставайте,
Из берлоги вылезайте!
Выход медведя.
Медведь: как не хочется вставать!
Очень я люблю поспать!
Ведущий: Мишка вылез из берлоги, огляделся на пороге, (повороты влево, вправо)
Потянулся он со сна.
Медведь: к нам опять пришла весна (потягивание)
Чтоб скорей набраться сил, головою я крутил. (вращение головой)
Наклонился взад, вперёд. (наклоны)
Ведущий: вот он по лесу идёт. (имитация ходьбы)
Медведь: кто меня так громко звал?
Кто мне сон сейчас прервал?
Сорока: я.
Медведь: что случилась, белобока?
Сорока: нет зимы, пришла весна!
Медведь: ура!
Я – медведь, люблю поспать, а весной пора вставать.
Хватит лапу мне сосать, надо нам Весну встречать.
Я мохнатый медведь, люблю песни я петь.
Люблю петь, да плясать, всех забавлять.
Ух, как топну ногой, да притопну другой.
Будет шум на весь лес, будет гром до небес.
Танец Медведя.
Сорока: заиньки! Зайчики!
Выход 3-х зайчиков.
Ведущий: на полянку прибежали белые зайчишки,
В барабаны застучали зайцы шалунишки.
Зайчики (вместе): что случилось, белобока?
Сорока: нет зимы, пришла весна.
Зайчики (вместе): ура!
Сорока: весна уже пришла,
Капель на улице слышна.
Кап-кап, кар-кар и чик-чирик –
Весенний шум, и гам, и крик.
Зайчик: весело запели птицы,
И капелям не до сна –
Это значит: к нам стучится
Разноцветная весна.
Значит, вновь зазеленеет
В поле нежная трава,
Тёплым воздухом повеет –
Это к нам идёт весна.
Зайчик: греет солнышко теплее,
Нам, зайчишкам веселее.
И не мерзнут нос и лапы,
Вылез мишка косолапый.
Значит, к нам Весна идёт,
И тепло нам всем несёт.
Как же нам весну встречать?
Зайчик: надо шубку поменять.
Если буду серым бегать,
То лисичке не догнать.
Выходите на лужок,
Становитесь все в кружок.
Будем вместе танцевать,
Будем мы весну встречать.
Танец Зайчиков.
Сорока: лиса, Лисонька!
Выход Лисы.
Лиса: я лисичка, хвостик рыжий, всех хитрее я в лесу.
Если петушка увижу, непременно унесу.
Берегитесь куры, гуси, поохотиться пора.
Не оставит вам лисичка тут ни пуха, ни пера!
Я красивая лиса
В шубе вся моя краса.
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.
Но весной линяю, почему не знаю?
Что случилось белобока?
Сорока: нет зимы, пришла весна!
Лиса: ура!
Значит песню петь пора!
Инсценировка песни «Чудо, чудо, чудеса».
Ведущий: вот видите, мои друзья,
И хоть Зима глядит сурово,
Все вместе: весну встречать мы все готовы.
Развивающая игра «Весенняя поляна»
Цель игры: упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.
Ход игры: воспитатель предлагает детям представить, что они находятся на весенней поляне, где всё весеннее.
Воспитатель: я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний». Например: «День» – весенний день, «Настроение» – весеннее настроение и т.д. (солнце, сосулька, цветы, погода, лес, трава, небо, цветы, месяцы, гроза)
Чистоговорки
НА – НА – НА – наступила вновь весна
НЕ – НЕ – НЕ – очень рады мы весне
ОЙ – ОЙ – ОЙ – мы счастливы весной
НЕ – НЕ – НЕ – много песен о весне
ХИ – ХИ – ХИ – о весне стихи
ЛО – ЛО – ЛО – на улице тепло
НУ – НУ – НУ – очень ждали мы весну
КО – КО – КО – солнце светит высоко
ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ – звонкие ручьи
ГА – ГА – ГА – растаяли снега
УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ – растаяли сосульки
ЧИ – ЧИ – ЧИ – солнца тёплые лучи
КА – КА – КА – в небе облака
ДИ – ДИ – ДИ – весенние дожди
Игровой дыхательный тренинг «Путешествие в весенний лес»
Цель: способствовать развитию дыхательной системы, укреплени организма.
Ход: ребята, на улице прекрасная погода, весна! Как здорово отправиться сейчас в весенний лес. Для этого нужно просто закрыть глаза (педагог включает звуки леса). В лесу распускаются первые цветы и воздух пропитан таким ароматом. Давайте насладимся лесной свежестью.
Закрыть правую ноздрю пальцем, глубокий вдох, закрыть левую ноздрю пальцем, длительный выдох (2-3 раза), затем вдох через правую ноздрю, выдох через левую.
Вдруг подул ветерок и зашумели листочки.
Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф (на легком выдохе показываем движение ветра кистями)
И качает так листок – ш-ш-ш
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф (громкие короткие выдохи)
И качает так листок – ш-ш-ш (показываем ветер руками)
Весной просыпаются насекомые и разные жучки собираются, чтобы пообщаться друг с другом.
Усы раздвинув смело (разводим руки в стороны)
Жуки жужжат в траве:
– Жжжжууу (наклон вперёд, выдох, обхватить себя руками)
Сказал крылатый жук (руки в стороны, вдох)
– Посижу и пожужжу, жжжууу (наклон вперёд, обхватить себя руками, медленный выдох)
С наступлением весны лес наполняется птичьим гомоном и столько разных звуков можно услышать.
На вдохе руки вверх, подняться на носки, на выдохе опускаем руки вниз и проговариваем «Ку-ку,ку-ку» (чив-чив, тук-тук, стр-стр и другие звуки, которые предложат дети).
Вот и вечер наступил, пора нам возвращаться домой.
Сядем на машину.
На машине едем к маме – бррр, бррр.
Мы не ели и не спали – бррр, бррр.
Ты, машина, не рычи – рррр.
Ты, машина, не урчи – рррр.
Ты, машина, не фырчи – рррр.
Ты, машина, не бурчи – рррр.
Вот и закончилось наше путешествие. До свидания, ребята.
Весенние загадки для детей
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену, величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало,
Зовут красавицу … (Весна)
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (Весна)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья. (Весна)
Снег чернеет на полянке,
С каждым днём теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года. (Весна)
Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень – листьям,
Нам – тепло,
Волшебство –
Чтоб всё цвело.
Вслед ей прилетели птицы –
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица – … (Весна)
За окном звенит она
И поёт: «Пришла весна!
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки!».
Слышно с крыши:
«Шлёп-шлёп-шлёп!».
Это маленький потоп. (Капель)
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы … (Скворечник)
Из-под снега расцветает.
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках … (Мимоза)
Весенние физкультминутки для малышей
Физкультминутка «На орех взобрался мишка»
На орех взобрался Мишка, (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна. (ладошку поставить как козырёк ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши: (соединяем руки над головой как домик – крыша)
Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
За деревней, за долиной,
Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево)
Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!». (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)
Физкультминутка «Шаловливые сосульки»
Шаловливые сосульки (руки поставить на пояс и весело шаловливо подпрыгивать)
Сели на карниз. (приседание или сесть на ковёр, на пол, на стульчик)
Шаловливые сосульки (подъём и опускание плеч)
Посмотрели вниз. (руку приставить как козырёк и посмотреть вниз вдаль)
Посмотрели, чем заняться? (пожать плечами)
Стали каплями кидаться. (руками изображаем это действие)
Две сосульки вниз смотрели (повторяем движение – руку приставить как козырёк ко лбу и посмотреть вниз)
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, (в такт наклонять голову вправо – влево)
Кап-кап, дзинь-дзинь.
И на солнышке звенели
И… растаяли!!! (расслабленно сесть, руки и ноги болтаются)
Физкультминутка «Мишка»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна:
К нам опять пришла весна! (потягивание рук вверх)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонялся взад, вперёд (наклоны)
Вот он по лесу идёт (ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки,
И трухлявые пеньки. (наклоны вперёд)
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся,
И на брёвнышке уселся! (садимся)