Дидактический материал по теме «Зима» 3-5 лет
Дидактический материал по теме «Зима» для младшего дошкольного возраста.
Планируя работу по ознакомлению детей 3-5 лет с зимними изменениями природы, педагог использует различные дыхательные упражнения, стихи, загадки и другой дидактический материла по теме «Зима».
Дидактический материла по теме «Зима» можно использовать при планировании тематических недель «Зима. Зимние забавы», «Белоснежная зима», «Здравствуй, Зимушка-зима», «Зимние деньки», «Пришла зима» для детей младшего дошкольного возраста.
Содержание:
1. Дыхательные упражнения по теме «Зима»
2. Стихи с часто повторяющимися звуками для детей 3-5 лет
3. Самомассажные зимние упражнения и физкультминутки
4. Зимние рассказы для младших дошкольников
5. Пальчиковые игры по теме «Зима»
6. Скачать дидактический материал
Дыхательные упражнения по теме «Зима»
Снежинки
И.п.: о.с. (руки внизу, ноги на ширине ступни). 1 – вырезанные из бумаги снежинки держать на уровне лица (вдох); 2 – на выдохе плавно дуть на снежинки. Следует добиваться, чтобы снежинки максимально отклонялись. Повторить 3-4 раза.
Вьюга
И.п.: о.с. 1 – вдох; 2 – на выдохе произносим тихо: «У-у-у-у!» – вьюга начинается; 3 – вдох носом; 4 – на выдохе произносить громко «У-у-у-у!»; 5 – вдох носом; 6 – на выдохе произносить тихо: «У-у-у-у!» – вьюга заканчивается. Повторить 2 раза.
Пурга
И.п.: о.с. 1 – вдох; 2 – на выдохе произносить тихо: «В-в-в-в!» – пурга начинается; 3 – вдох; 4 – на выдохе произносить громко: «В-в-в-в!»; 5 – вдох; 6 – на выдохе произносить тихо: «В-в-в-в!» – пурга заканчивается. Повторить 2 раза.
Снег идёт
И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх. 2 – плавно опускать руки (вдох носом); 3 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
Снег скрипит
И.п.: о.с. 1 – ходьба на месте (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Скрип-скрип-скрип!». Повторить 3-4 раза.
Холодно зимой
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – обхватить правой рукой левое плечо, затем левой рукой правое плечо, развести руки в стороны (вдох); 2 – обхватить плечи руками и на выдохе произносить: «Бр! Бр! Бр!». Повторить 3-4 раза.
Погреемся
И.п.: стоя, ноги вместе, руки в стороны. 1 – вдох; 2 – быстро скрестить руки перед грудью, на выдохе произносить: «Ух-х-х! Ух-х-х!». Повторить 3-4 раза.
Греем ручки
И.п.: о.с. 1 – потирать «замёрзшие» руки (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Х-х-х! Х-х-х!». Повторить 3-4 раза.
Снежки
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1 – наклониться вниз, взять «снежок» (вдох); 2 – бросить «снежок», на выдохе произносить: «Оп! Oп! Оп!». Повторить 3-4 раза.
Катание с горки
И.п.: о.с. 1 – сед, руки вытянуть вперёд (вдох); 2 – на выдохе произносить: «У-у-у-у-х!». Повторить 3-4 раза.
Катание на коньках
И.п.: стоя, левая рука за спиной, спина слегка согнута. 1 – имитировать катание на коньках (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Хруп-хруп-хруп! Хруп-хруп-хруп!». Повторить 3-4 раза.
Лепим снеговика
И.п.: стоя, ноги слегка расставлены. 1 – наклон туловища вперёд, поднимать «ком снега» (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Ком!». Повторить 3 раза.
Стихи с часто повторяющимися звуками для детей 3-5 лет
Вьюга
Вьюга воет:
– У-у-у!
Завертеть я вас могу.
Замести в большой сугроб.
Хоп-хоп-хоп,
Хоп-хоп-хоп.
(Е. Алябьева)
Снежные конфетки (отрывок)
Снег, снег, снег, снег
Осыпает ветки.
На берёзе, на сосне
Снежные конфетки.
(И. Векшегонова)
Снегирёк
Сел на ветку снегирёк
– ф-ф, ф-ф!
Брызнул дождик –
он промок
– ф-ф, ф-ф!
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька
– ф-ф, ф-ф!
(Немецкая песенка)
Тяжёлый снег
Сыплет с неба снег-снежок,
Словно лёгкий пух-пушок.
Отчего ж, вздыхая тяжко,
Шепчет крыша:
«Ох, как тяжко»?
(Ц. Ангелов)
Везёт Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки – хлоп!
Сенька – вбок!
Санька – скок!
Соньку – с ног!
(Детская потешка)
Медведь в лесу (отрывок)
Ветер веет, веет, веет,
Тёплым снегом сеет, сеет.
Пух да пух – бело кругом,
Сразу тихо-тихо стало.
Снег лежит, как одеяло.
(Л. Квитко)
Едем на лошадке
Едем, едем на лошадке – цок-цок-цок!
По дороге зимней, гладкой.
Санки скрипят – ш-ш-ш!
Бубенчики звенят – динь-динь!
Дятел стучит – тук-тук-тук!
Вьюга свистит – с-с-с!
Белка на ветке орешки грызёт – щёлк-щёлк!
Рыжая лисичка зайца стережёт – ф-ф-ф!
Холод, холод – в-в-в!
Стужа – брр-брр!
Снег пушистый
Кружит, кружит – о-о-о!
Ехали мы ехали – цок-цок-цок!
Наконец доехали:
С горки – ух!
В ямку – бух!
Приехали!
(Т. Тютюнникова)
Самомассажные зимние упражнения и физкультминутки
Упражнение «Зимняя разогревалочка»
Если замерзают руки, (дети медленно растирают одну ладонь о другую)
Начинаем их тереть.
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть.
Сначала ладошки (растирают их всё быстрее)
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки.
Но вот понемножку
Согрелись ладошки.
Горят, и взаправду,
А не понарошку.
Я горю, как от огня, (вытягивают вперёд раскрытые ладони)
Вот, потрогайте меня!
Физкультминутка «На дворе у нас мороз»
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (плавательные движения руками)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (ходьба на месте)
Физкультминутка «Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь, (шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь. (хлопаем в ладоши)
Подойдёт ко мне мороз, (присели)
Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)
Значит, надо не зевать, (хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть. (прыжки на месте)
Физкультминутка «Ветер дует ледяной»
Ветер дует ледяной (дети машут руками)
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий. (дети крутят руками)
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит, (дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают)
Ну, а снег летит, летит. (дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа. (потягивания – руки в стороны)
Солнце светит в небесах, (потягивания – руки вверх)
Скачет по полю лиса. (прыжки)
Ну, а мы чуть-чуть пройдёмся (ходьба)
И домой к себе вернёмся. (дети садятся за парты)
Зимние рассказы для младших дошкольников
Зима
Она явилась закутанной, белой, холодной.
– Кто ты? – спросили дети.
– Я – время года – зима. Я принесла с собою снег и скоро набросаю его на землю. Он всё закроет белым пушистым одеялом. Тогда придёт мой брат – дедушка Мороз и заморозит поля, луга и реки. А если ребята станут шалить, то отморозит им руки, ноги, щёки и носы.
– Ой, ой, ой! Какая нехорошая зима! Какой страшный дедушка Мороз! – сказали дети.
– Подождите, дети… Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после придёт любимое Рождество с весёлой ёлкой и дедушка Мороз с подарками. Разве Вы не любите зимы?
(К.В. Лукашевич)
Добрая девочка
Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.
Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.
(К.В. Лукашевич)
Зима
Морозы сковали землю. Замёрзли реки и озёра. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу.
Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью.
Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.
Был Володя на ёлке
Был Володя на ёлке. Все дети плясали, а Володя был такой маленький, что ещё даже и ходить-то не умел.
Посадили Володю в креслице.
Вот Володя увидел ружье: «Дай! Дай!» – кричит. А что «дай», сказать не может, потому что он такой маленький, что говорить-то ещё не умеет. А Володе всё хочется: аэроплана хочется, автомобиля хочется, зелёного крокодила хочется. Всего хочется!
«Дай! Дай!» – кричит Володя.
Дали Володе погремушку. Взял Володя погремушку и успокоился. Все дети пляшут вокруг ёлки, а Володя сидит в креслице и погремушкой звенит. Очень Володе погремушка понравилась!
(Д. Хармс)
В прошлом году я был на ёлке…
В прошлом году я был на ёлке у своих приятелей и подруг. Было очень весело.
На ёлке у Яшки –
Играл в пятнашки,
На ёлке у Шурки –
Играл в жмурки,
На ёлке у Нинки –
Смотрел картинки,
На ёлке у Володи –
Плясал в хороводе,
На ёлке у Лизаветы –
Ел шоколадные конфеты,
На ёлке у Павлуши –
Ел яблоки и груши.
А в этом году пойду на ёлку в школу –
Там будет ещё веселее.
(Д. Хармс)
Снеговик
Жил-был снеговик. Жил он на опушке леса. Его слепили дети, которые прибегали сюда играть и кататься на санках. Они слепили три комка из снега, поставили их друг на друга. Вместо глаз вставили снеговику два уголька, а вместо носа вставили морковку. На голову снеговику надели ведро, а руки сделали из старых метел. Одному мальчику так понравился снеговик, что он подарил ему шарф.
Детей позвали домой, а снеговик остался один, стоять на холодном зимнем ветру. Вдруг он увидел, что к дереву, под которым он стоял, прилетели две птицы. Одна большая с длинным носом стала долбить дерево, а другая стала смотреть на снеговика. Снеговик испугался: «Что ты хочешь со мной сделать?». А снегирь, а это был он, отвечает: «Я с тобой ничего не хочу сделать, просто я сейчас съем морковку». «Ой, ой, не надо есть морковку, это мой нос. Посмотри, вон на том дереве висит кормушка, там дети оставили много еды». Снегирь поблагодарил снеговика. С тех пор они стали дружить.
(Д. Хармс)
Здравствуй, зима!
Итак, она пришла, долгожданная зима! Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера ещё по-осеннему унылые, сплошь покрыты белым снегом, и солнце переливается в нём слепящим блеском. Причудливый узор мороза лёг на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде всё то же: снег, снег, снег. Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво всё вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством. Всё живо, всё ярко в преобразившейся природе, всё полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима долгожданная, бодрая!».
(М. А. Шолохов)
Пальчиковые игры по теме «Зима»
Пальчиковая игра «Зимой»
Снег пушистый лёг на ветки. (изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их, пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева)
И гулять бегут все детки. (указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки)
Лепят бабу под окном, (делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим)
Дружно катят снежный ком. (соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»)
Лыжи, (скользить по столу ладонями вперёд-назад)
Санки (ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперёд-назад)
И коньки (ладони поставить на ребро и скользить ими вперёд-назад по столу в противофазе)
Мчатся наперегонки.
Пальчиковая игра «Пришла зима»
Пришла зима. (развести руки в стороны, показывая вокруг себя)
Стало холодно. (обхватить руками себя за плечи и поёжиться)
Ударили морозы. (стукнуть правым кулаком по левой ладони)
Реки покрылись льдом. (вытянуть руки перед грудью и развести их в разные стороны)
Пошёл снег. (руки поднять вверх, а затем плавными зигзагообразными движениями, не спеша, опускать их вниз)
Он падал белыми пушистыми хлопьями на землю, (изобразить сугробы)
На дома, (соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша»)
На деревья, (согнуть руку в локте и поднять её, пальцы растопырить, изобразив ветви дерева)
На людей. (положить руки себе на голову)
Игра «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибаем пальчики по одному)
Мы с тобой снежок лепили, («лепим» двумя руками)
Круглый, крепкий, (чертим руками круг)
Очень гладкий, (одной рукой гладим другую)
И совсем, совсем не сладкий. (грозим пальчиком)
Игра «Маленький Егорка»
Маленький Егорка (средним и указательным пальцами правой руки «шагаем» по левой от кисти до плеча)
Топает по горке,
Взял саночки, (кулачок правой руки кладём на плечо)
Вжи-и-и-ик, поехал к мамочке! (скатываемся вниз как с горки)
Игра «Мы во двор пришли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
И снежками мы кидались (имитируем движения по тексту)
Все в снегу домой пришли. (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Пальчиковая игра «Снеговик»
Мы слепили снежный ком (лепим двумя руками комок)
Шляпу сделали на нём (соединяем руки в кольцо и кладём на голову)
Нос приделали и вмиг (приставляем кулачки к носу)
Получился снеговик. (обрисовываем двумя руками фигуру снеговика)
Игра «Строитель»
Копаю, копаю лопаткой снежок, (имитируем движения)
Построю из снега домок-теремок. (над головой из ладошек делаем крышу)
И окна, и двери я вырублю в нём, (ребром ладоней «вырубаем»)
Почищу дорожки, посыплю песком. (имитируем движения)
А зайке скажу: «Приходи ко мне жить! (одной рукой изображаем зайчика)
Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!». (пожимаем свои руки)
Пальчиковое упражнение «Падал снег на порог»
Падал снег на порог, (руки над головой, перебирая пальцами, медленно опускаем вниз)
Кот лепил себе пирог. (ладони приставляем к голове, изображая уши)
А пока лепил и пёк, (лепим пирог)
Ручейком пирог утёк. (ладони друг к другу, постепенно сгибаем пальцы навстречу друг другу, пока тыльные стороны ладоней не соприкоснутся)
Упражнение «Снежный ком»
Взяли дети белый ком, (изображаем ком)
Будем строить снежный дом (движения, изображающие лепку снежков)
Мы польём его водой, (имитируем движения «поливаем водой»)
Домик будет ледяной.
Ком за комом мы кладём, (ставим кулачок на кулачок)
Вот и вылепили дом. (рисуем в воздухе ладонями домик)
Пальчиковая игра «Медведь в берлоге»
Медведь в берлоге крепко спит, (руки сложены лодочкой под щёчкой)
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук, (загибаем поочерёдно пальцы)
Колючий ёжик и барсук,
Только заиньке не спится (делаем зайчика: указательный и средний пальцы подняты вверх, большой палец придерживает мизинец и безымянный)
Убегает от лисицы. (кисть руки переворачиваем вниз и «убегаем» указательным и средним пальцами)
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков. (разводим руки в стороны)
Пальчиковая гимнастика «Белый пух»
Сыплет белый снежный пух, (плавно опускаем кисти рук сверху вниз)
Устилает всё вокруг. (разводим руки в разные стороны)
Пух на шапках (показываем на названные вещи или поочередно загибаем пальцы)
Пух на шубках,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно – ух! (щекочем себя и встряхиваемся)
Кто щекочет – пух! (ладошки перед собой, дуем на них)
Пальчиковая гимнастика «Ветер»
Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух, (крутим ручками, словно мельница)
И на землю стелется
Белый-белый пух. (встряхиваем ладошки)