Дидактический материал по теме «Фрукты» 3-5 лет

Дидактический материал по теме «Фрукты» 3-5 лет

Дидактический материал по теме «Фрукты» для младшего дошкольного возраста.

Осенью можно знакомить детей младшего дошкольного возраста с фруктами. В ходе совместной деятельности педагог использует художественное слово по теме, пальчиковые игры, физкультминутки и другой дидактический материал.

Дидактический материал по теме «Фрукты» может быть использован при планировании таких тематических недель, как «Что нам осень принесла? Фрукты», «Витамины на столе», «Осень. Овощи и фрукты», «Овощи и фрукты — полезные продукты».

Фруктовые пальчиковые игры

Пальчиковая игра «Компот»

Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот: (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим, сахарок. (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ (опять «варят» и «мешают»)

Пальчиковая игра «Апельсин»

Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас — а он — один
Эта долька — для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька — для чижа
Эта долька — для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка — кожура! (встряхиваем обе кисти)

Гимнастика «Фрукты»

Этот пальчик — апельсин, (поочередно загибать пальцы)
Он, конечно, не один.
Этот пальчик — слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик — абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик — груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик — ананас,
Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя)

Физкультминутки для младших дошкольников

Физкультминутка «Овощи и фрукты»

Овощи и фрукты (наклониться вниз, достать до пола руками «огород» выпрямиться, потянуться руками вверх «сад»)
Вкусные продукты. (погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)
В огороде (наклоны вниз, достать руками до пола, собираем)
И в саду (выпрямиться, потянуться руки вверх, собираем урожай в саду)
Для еды я их найду. (погладить правой рукой по животику, затем левой)

Физкультминутка «Яблочко»

Катя шла-шла-шла, (дети шагают)
Катя яблочко нашла. (нагибаются, «поднимают яблочко»)
Села, поела, (приседают)
Опять пошла. (шагают)

Физкультминутка «Ёжик и барабан»

С барабаном ходит ёжик,
Бум-бум-бум! (дети маршируют по кругу, изображая игру на барабане)
Целый день играет ёжик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами,
Бум-бум-бум! (маршируют, спрятав руки за спину)
Ёжик в сад забрёл случайно,
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум! (подносят ко рту то одной, то другой рукой воображаемое яблоко)
Барабан в саду забыл он,
Бум-бум-бум! (разводят руками)
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум!
И удары раздавались,
Бум-бум-бум! (руки на поясе, выполняют прыжки на месте)
Зайцы здорово струхнули,
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум! (приседают, сделав «ушки» из ладошек)

Развивающие игры по теме «Фрукты» для детей

Игра «Что в корзинке?»

Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.
Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.
Ход: взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребёнок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.
Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке.
Ход: не заглядывая в мешочек, ребёнок определяет фрукт на ощупь и называет его. Если ребёнок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок.

Игра «Соберём фрукты в саду»

Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определённом порядке.
Оборудование: натуральные фрукты или муляжи.
Ход: взрослый объясняет детям, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребёнок «собирает» фрукты в определённом порядке: «Сначала возьми одну грушу, потом много яблок…» и т.д.

Игра «Магазин «Фрукты»

Цель: научить выражать просьбу одним — двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы.
Оборудование: натуральные фрукты или муляжи, корзинка или сумка.
Ход: взрослый играет роль продавца, он помогает оформить просьбу или комментирует действия безречевого ребёнка, называя предмет, его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить жёлтое яблоко? Вот какое красивое яблоко ты купила! На, Настя, яблоко, положи его в корзинку!».

Игра «Обзывалки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.
Возраст: 4-5 лет.
Оборудование: мяч
Ход: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например, названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передаётся мячик: «А ты, Лёшка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т.д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т.д.
Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Игра «Цепочка»

Цель: упражнение в образовании новых слов по образцу.
Образец ответа: человек — человечек — человечище.
Примерный речевой материал:
Банан, вишня, персик, слива, малина, арбуз и т.д. по теме недели.

Игра «Повар»

Дети делятся на команды. Каждая команда берёт набор картинок с изображением различных продуктов питания (овощи, фрукты, ягоды). У педагога «кастрюлька». Дети кладут в неё только то, что нужно для (супа из овощей, или фруктового супа, сока, компота, салата овощного, фруктового варенья и т.д.).
Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее «приготовит» блюдо.

Стихи для детей 3-5 лет о фруктах


Ананас

Фрукт чудесный — ананас
И большой к тому же.
Если скушать его враз,
То не нужен ужин.

Арбуз

Кругло пузо у арбуза,
Полосатые рейтузы,
Полосатый пиджачок,
А на маковке — крючок.
(А. Богдарин)

Вишня

Как о вишенке-малышке
Знают все не понаслышке.
Любят ягоду такую
И девчонки, и мальчишки.
Станешь вишню собирать,
Вишней короб наполнять,
И ладошки будут тоже
Вишни цвет напоминать.
(А. Богдарин)

Лимон

Жёлтый, солнечный лимон
Он полезен с чаем,
А без чая кислый он —
Мы про это знаем.

Мандаринка

Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку —
Бросит корочки в корзинку.
(А. Стародубова)

Персик

Не румяный колобок
Розовые щёчки
Это персика бочок —
Фрукт любимый дочки.

Слива

Слива, слива, моя слива,
Ты красива и вкусна.
Много мякоти на диво,
Ну, а косточка — одна.
(А. Богдарин)

Хурма

Иностраночка хурма
К нам на блюдце ляжет.
До чего же хороша,
Но немножко вяжет.

Яблочки

Мы спечём большой пирог
С яблочной начинкой,
Яблочный в стакане сок
Сыты мы с Иринкой.

Как хорош он, летний сад,
Фруктами всегда богат.
Вишен стройных целый ряд —
Рубином ягоды горят.
Рядом здесь растёт и слива,
Плодами сочными красива.
Груш и яблок аромат,
Съесть одно бы каждый рад.

— Что нам осень принесёт?
Что нам осень принесёт?
— Яблоки румяные, сладкий мёд,
Яблоки румяные, сладкий мёд!
— Что нам осень принесёт?
Что нам осень принесёт?
— Разных овощей полный огород,
Разных овощей полный огород!
— Что нам осень принесёт?
Что нам осень принесёт?
— Золотого хлебушка на весь год,
Золотого хлебушка на весь год!
(Л. Некрасова)


Рассказы о фруктах для младших дошкольников

Приключения Вишенки

В деревне Сказкино, в саду у бабы Вари росла старая вишня. Весной она зацветала, а летом на ней созревали вишенки. Вишенки росли, наливались соком и превратились в розовощёких красавиц. Но однажды в сад залетел злой Ветерок. Он стал раскачивать ветки старой вишни. Одна Вишенка не удержалась и упала на землю. Огляделась по сторонам и испугалась. Все вокруг было незнакомым и большим.
Покатилась вишенка по дорожке. Катится, катится, а навстречу ей маленький Ёжик:
— Вишенка — Вишенка, я тебя съем!
— Не ешь меня, а то подавишься!
И покатилась Вишенка дальше. Катится, катится, а навстречу ей маленький Зайчонок:
— Вишенка — Вишенка, я тебя съем!
— Не ешь меня, а то подавишься!
И покатилась Вишенка дальше. Катится, катится, а навстречу ей маленький Медвежонок:
— Вишенка — Вишенка, я тебя съем!
— Не ешь меня, а то подавишься!
Не послушался Медвежонок, съел Вишенку и подавился. Раскашлялся Медвежонок, заплакал. На шум прибежала Медведица:
— Что случилось, сынок?
— Я подавился вишней.
— Сколько раз тебе говорила, что надо выплевывать косточку!
И стала лапой хлопать Медвежонка по спине, приговаривая:
— Хоть круглая и гладкая, красная и сладкая,
А чтоб довольным быть, надо косточку выплёвывать!
— Всё понял, сынок?
— Да понял, понял! — ответил Медвежонок и посеменил за матерью в малинник.

Сказка про Яблочко

В деревне Сказкино, в саду у бабы Вари выросло Яблочко. Увидела его внучка Иринка и спрашивает:
— Ты кто?
— Я — крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Жёлтое и красное —
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное! — ответило яблоко.
Побежала Иринка к бабе Варе и рассказала о чудесном фрукте.
— Яблоки — самый ценный фрукт из наших отечественных плодов. Среди фруктов это, можно сказать, наш хлеб насущный. Свежие яблоки у нас не переводятся почти целый год. Они придают силу, продлевают молодость и помогают бороться с болезнями — сказала баба Варя.
— Яблоко — чудесный фрукт
Оно растёт и там и тут
Полосатое, цветное
Свежее и наливное
Сок его всем полезен,
Помогает от болезней.
Чтоб здоровым сильным быть,
Надо яблоки любить
Все без исключения —
В этом нет сомнения! — воскликнула Иринка.
Решила Иринка, что будет всегда есть яблоки и про болезни забудет навсегда.

Живые витамины

Жила-была девочка Маша, которая не любила есть фрукты. Конфеты, печенье, пирожные ей подавай, а вкусные и полезные фрукты есть отказывалась.
Однажды утром девочка проснулась и поняла, что сил у неё совсем нет. Даже с кровати встать не могла.
— Не заболела ли ты? — обеспокоенно спросила мама.
— Да вроде нет. Но что-то вставать совсем не хочется, хотя вроде бы выспалась, — ответила Маша.
Поняла мама, в чём дело. На дворе зима, а фрукты доченька не ест, вот и не хватает её организму витаминов.
— Давай я приготовлю для тебя волшебный салат — из живых витаминов, — предложила мама.
— А как это? — удивлённо поинтересовалась Маша.
— Сейчас увидишь, — с этими словами мама отправилась на кухню, взяла яблоко, банан, апельсин, хурму и грушу. Она помыла и нарезала фрукты, добавила сливки и мёд, перемешала и принесла девочке.
— Что это? — удивилась Маша.
— Мы живые витамины, — хором ответили фрукты.
— Во мне много железа для хорошего гемоглобина, — гордо заявило яблоко.
— А во мне много витаминов группы В, которые очень нужны твоей нервной системе, — сказал банан.
— Во мне много витамина С для крепкого иммунитета, — воскликнул апельсин.
— А во мне много йода для твоего ума и развития, — сказала хурма.
— Во мне много фруктозы и фолиевой кислоты, — отозвалась груша.
— А ещё мы кормим твоих полезных бактерий в животике, чтобы твоя микрофлора в кишечнике была в порядке! — хором сказали фрукты.
Съела Маша полезный фруктовый салат и заметила, как сил у неё заметно прибавилось. С тех пор вместо конфет и шоколадок девочка предпочитает есть полезный салат из фруктов, который насыщает её организм витаминами и энергией.