Дидактический материал по теме «Защитники Отечества» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Защитники Отечества» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Защитники Отечества» для старшего дошкольного возраста.

В преддверии Дня защитника отечества педагоги старших дошкольных групп планируют подвижные игры, подбирают стихи, загадки и другой дидактический материал по теме «Защитники Отечества».


Дидактический материал по теме «Защитники Отечества» позволит интересно провести тематические недели «Рода войск», «День защитника отечества», «Будем в армии служить», «На страже Родины».

Тексты для пересказа

Из рассказа Ю. Гагарина

Маленький истребитель заваливался то на одно крыло, то на другое и всё ниже и ниже клонился к земле. Второй большими кругами летал над ним, как одна птица над другой, подбитой. Лётчику, наверно, стоило больших сил удержать самолёт от падения. Ему удалось наконец посадить машину на торфяном болоте за околицей. При посадке самолёт переломился, но пилот успел выпрыгнуть из кабины.
Второй самолёт приземлился рядом, на лугу. Лётчик не бросил друга в беде. Они переночевали, а утром оба улетели на исправной машине. «Сам погибай, а товарища выручай».
Вопросы:
Что случилось с истребителем?
Что делал второй истребитель?
Где лётчик посадил самолёт?
Что случилось при посадке?
Как поступил пилот второго самолёта?
Какую пословицу вы услышали в конце рассказа?

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
– Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
– А мой поёт, как соловей. «Ни у кого голоса такого нет», – говорит другая.
А третья молчит.
– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
– Что же сказать, – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг на встречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит, любуются им женщины. Другой песню поёт – соловьём заливается, заслушались женщины. А третий – к матери: взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
– Ну, что? Каковы наши сыновья?
– А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.
Вопросы:
Что делали женщины у колодца?
Что говорила каждая из женщин о своём сыне?
Что делали сыновья, когда встретили своих матерей?
Почему старик сказал, что видит только одного сына?
(В. Осеева)

Стихи к 23 февраля для детей 5-7 лет


Моряк

На мачте наш трёхцветный флаг,
На палубе стоит моряк.
И знает, что моря страны,
Границы океанов
И днем, и ночью быть должны
Под бдительной охраной!
(Н. Иванова)

Танкист

Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдёт
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!
Танк прочной защищен бронёй
И сможет встретить бой!
(Н. Иванова)

Суворовец

Красные погоны,
Новенький мундир.
По Москве шагает
Юный командир.
У него походка
Гордости полна.
День своих защитников
Празднует страна.
(В. Степанов)

Лётчик

Он металлическую птицу
Поднимет в облака.
Теперь воздушная граница
Надежна и крепка!
(Н. Иванова)

Подводник

Вот дивная картина –
Выходит из глубин
Стальная субмарина,
Как будто бы дельфин!
Подводники в ней служат –
Они и там, и тут
Под водной гладью кружат,
Границу берегут!
(Н. Иванова)

Десантник

Десантники в минуты
Спускаются с небес.
Распутав парашюты,
Прочешут тёмный лес,
Овраги, горы и луга.
Найдут опасного врага.
(Н. Иванова)

Сапёр

Давно закончилась война,
Но след оставила она –
Бывает, среди грядок
Закопаны снаряды.
И с техникой придёт сапер,
Чтоб обезвредить поле.
Не будет взрывов с этих пор,
Беды, и слёз, и боли!
(Н. Иванова)

Военный врач

Солдат у вражеских высот
Был ранен утром рано.
Отважный военврач спасёт,
Он перевяжет раны!
Врач извлечёт из ран солдата
Два небольших осколка
И скажет: «Унывать не надо!
Живи, братишка, долго!».
(Н. Иванова)

Российский воин

Российский воин бережёт
Родной страны покой и славу!
Он на посту – и наш народ
Гордится Армией по праву.
Спокойно дети пусть растут
В Российской солнечной Отчизне
Он охраняет мирный труд,
Прекрасный труд во имя жизни.

Армия любимая

Об армии любимой
Знает стар и млад
И ей, непобедимой,
Сегодня каждый рад.
Есть в армии солдаты,
Танкисты, моряки,
Все сильные ребята,
Им не страшны враги!
Стоят ракеты где-то,
И на замке граница.
И так чудесно это,
Что нам спокойно спится!

День защитника Отечества

Наши воины полны
Мужества и чести!
В День защитника страны
Все мы с ними вместе!
Всех военных с этим днём
Поздравляем дружно!
А когда мы подрастём,
Родине послужим!

Поздравление папе

Поздравляю, милый папа,
С 23 февраля!
С ранних лет героем стал ты
И примером для меня.
Славной Родины границы
Ты умело защищал,
Пусть она тобой гордится,
Как горжусь тобою я!

Солдаты

Вот солдаты идут,
Вот идут, вот идут,
Ружья на плечах несут,
Вот несут!
Тра-та-та!
Вот солдатики стоят,
Начинается парад.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы шагать.
– Ур-а-а-а-а!!!
(М. Михайлова, Н. Воронина)

Защитники

Моряки, артиллеристы,
Пограничники, танкисты
Защищают мирный труд.
Нашей армии «Салю-у-у-ут!».
Этот звук найдём в трубе
На большущем корабле,
Что уйдёт сегодня в море.
«У-у-у!» – гудит он на просторе.
(Е. Карельская)


Подвижные игры для детей 5-7 лет

Подвижная игра «Стоп»

Цель: совершенствовать умение детей соотносить свои действия с действиями других игроков, водящего, ориентироваться в пространстве, развивать быстроту реакции, повышать качество выполнения основных видов движения.
Ход игры: на расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметром – 2-3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!».
При этих словах все играющие подвигаются по направлению к водящему. Как только водящий произнёс слово «Стоп!», все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Того, кто не успел вовремя остановиться после слова «Стоп!» и сделал добавочное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем он снова поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай…» и т.д. Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «Стоп!». Те, которые возвратились на исходную линию, начинают движение оттуда.
Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдёт близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет: «Стоп!». Тот, кому удалось это сделать, становиться водящим.
Игра возобновляется с новым водящим.

Игра-соревнование «Чьё звено быстрее соберётся?»

Цель: способствовать совершенствованию выполнения детьми игровых действий, стимулировать проявление двигательных способностей, формировать умение сопоставлять свои действия с правилами, самостоятельно организовывать игру, шуточное соревнование.
Ход игры: дети делятся на 3-4 группы с одинаковым числом играющих, каждой группе даются флажки какого-либо одного цвета.
В разных концах площадки или одной стороне ставятся на подставках 3-4 флага тех же цветов. Каждая группа строится перед флагом своего цвета.
Когда играющие построятся, воспитатель ударяет в бубен, и дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от того ритма и темпа, который дается воспитателем.
По сигналу «На места!» дети бегут к своему флагу и строятся в колонну (лицом к флагу). Воспитатель отмечает, какая группа построилась первой.
После двух-трёх повторений игры, в тот момент, когда дети бегают, прыгают, воспитатель говорит: «Стой!». По этому сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Тем временем воспитатель меняет места флагов и говорит: «На места!». Дети открывают глаза и спешат построиться в колонну против своего флага. Отмечается, какая колонна построилась первой.

Подвижная игр «Крепость»

Цель: совершенствовать умение детей сопоставлять свои действия с правилами игры, анализировать игровые действия на предмет их соответствия правилам, упражнять в свободном беге, развивать творчество в двигательной деятельности.
Ход игры: участники игры делятся на 2 команды. Обороняющие крепость, и соответственно, нападающие. Защитники крепости окружают её со всех сторон, на расстоянии 1-2 метров. Атакующие расходятся, на ещё большее расстояние. Победа достигается в том случае, если нападающим удастся вступить на территорию крепости. Защитник, на участке которого произошёл прорыв, выбывает из игры. В свою очередь, атакующий, чья атака не удалась, так же выбывает.
Атакующие могут создавать различные планы атак, действовать как командой, так и самостоятельно. Защитники могут предугадывать действия атакующих и расстраивать их планы. В случае если все защитники выбыли из игры или все атакующие были пойманы, команды меняются местами.

Пальчиковые игры по теме «Защитники отечества»

Пальчиковая гимнастика «Часовой»

Ходит часовой – раз, два, он не ленится, не спит. (кисти рук смотрят вниз, руки сжаты в кулаки, вытянуты указательный и средний пальцы. Ходить пальцами по столу вперед – назад)
Левой раз и правой раз,
Зорко охраняет нас. (шагать поочередно пальцами левой и правой руки)

Пальчиковая игра «Солдатская каша»

Мы крупу в ковше варили, (левую ладонь сложить в виде пригоршни «ковш», указательным пальцем правой руки «ложкой помешать кашу», остальные пальцы прижаты к ладони)
Хорошенько посолили. (пальцы правой руки сложить щепоткой и показать, как солят кашу)
Здесь уже и ложка наша, (правую руку положить на стол ладонью вверх; ладонь сложить в виде пригоршни «ложка»)
Так вкусна солдата каша! (облизать губы языком, показывая, как было вкусно)

Пальчиковая игра «Моя страна»

Посмотрю на карту я: (вытягивают вперёд прямые ладони)
Вот российская земля. (поочерёдно соединяют одноимённые пальцы рук)
Есть леса тут и озёра,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)

Армейские физкультминутки

Физкультминутка «На старт! Внимание! Марш!»

Ровным строем мы идём – раз, два, три (марш на месте, махи руками, согнутыми в локте)
В барабаны звонко бьём – раз, два, три (продолжаем марш, имитируем стук в барабаны)
Мы летим, как самолёт – раз, два, три (руки в стороны, раскачивание)
Ускоряется полёт – раз, два, три (ускоряем движение)
Пересели в вертолёт – раз, два, три (руки перед собой, изображаем пропеллер)
Поднимает в верх пилот – раз, два, три (медленно поднимаем руки над головой, продолжая изображать пропеллер)
На ракете полетим – раз, два, три (руки вытягиваем над головой, соединяем ладони)
И всех-всех опередим – раз, два, три (не меняя положения рук приседаем и выпрыгиваем в верх)
Поплывём на корабле – раз, два, три (руки перед собой под прямым углом, ладони соединены)
Нас качает на волне – раз, два, три (руки в прежнем положении, раскачивание из стороны в сторону)
Наши пушки метко бьют – раз, два, три (боксирующие движения руками)
Нашей Армии салют! Раз, два, три! (подпрыгиваем, вскидывая вверх руки с раскрытыми ладонями)

Физкультминутка «Армейская разминка»

Наши воины идут – раз-два, раз-два, (ходьба на месте)
В барабаны громко бьют: тра-та-та, тра-та-та («барабан»)
В море наши корабли: нынче здесь – завтра там! («качалочка»)
Долго плавали в дали по морям, по волнам! (круговые движения руками)
Пограничник на посту: кто идёт, кто идёт? (ходьба на месте)
Едут танки по мосту: трр-вперёд, трр-вперёд! («моторчик»)
Над землёю самолёт: у-у, у-у! (руки в стороны)
Разрешён ракетам взлёт: у-ух, у-ух! (приседают, ладошки сложены перед
грудью, встают-поднимают руки вверх)

Наши пушки точно бьют: бух, бах! («бокс»)
Нашей армии – салют! (поднимают руки вверх)

Физкультминутка «Мы солдаты»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Раз-два – аты-баты,
Три-четыре – мы солдаты.
Маршируем как пехота.
Раз-два – повороты.
В кабину сели самолёта,
Три-четыре – мы пилоты.
Вниз – вверх, вниз – вверх,
Наши крылья лучше всех.
А теперь на кораблях,
Мы качаемся в волнах.
В бинокль посмотрим далеко –
Служить на флоте не легко.

Физкультминутка «Игра идёт!»

Мы лётчики, пилоты, (руки в стороны, повороты туловища)
Мы водим самолёты.
Танкисты и ракетчики, (наклоны в стороны)
Мы славные разведчики.
Мы моряки, подводники, (приседания)
Мы храбрые бойцы.
Скоро в Армию пойдём, (шагают на месте)
А пока играть идёт!

Физкультминутка «Посчитаем»

Проводится в рамках занятия по математике, педагог показывает картинки с изображением военной техники и цифр.
Улыбнёмся мы друг другу,
А потом поднимем руки – раз.
Сколько танков здесь зелёных?..
Столько выполним наклонов?..
Приседаем столько раз?..
Сколько кораблей у нас?..
Самолёты посчитай скорей,
И попрыгай веселей.
Улыбнёмся мы сейчас ещё много, много раз!

Дидактические игры по теме «Наша армия»

Координация речи с движением «Дозор»

Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение.
Свой ремень мне подарил старший брат. (сводят и разводят кулаки перед грудью)
Целый день я мастерил автомат. (ритмично ударяют кулаками друг о друга)
А потом – надел пилотку, (надевают пилотку)
Изменил слегка походку: (ставят руки на пояс)
– Левой! Левой! – Через двор. (маршируют на месте, ритмично двигая руками)
Выполняю я дозор!

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.
Ход игры: воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.
Подрасту и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою… (страну)

Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником
– Станешь… (пограничником)

Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном… (корабле)

Можешь ты солдатом стать,
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота –
Ждёт тебя, солдат… (пехота)

Самолёт парит, как птица,
Там – воздушная граница.
На посту и днём, и ночью
Наш солдат – военный… (лётчик)

Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется… (танкистом)

Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было… (войны)
(Н. Майданик)

Игра «Подбери признак»

Цель игры: обогащать и уточнять словарь прилагательных.
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам подумать и сказать, Защитник Отечества (какой?) – Храбрый, смелый, отважный…
Служебная собака (какая?) – Верная, преданная, смелая, умная…

Игра «Какой праздник?»

Цель игры: совершенствовать грамматический строй речи, словообразование, развивать связную речь, мышление.
Ход игры: воспитатель читает детям рассказ-загадку. Дети дополняют его. Затем воспитатель читает дополненный рассказ ещё раз, задаёт вопросы и просит детей пересказать его.
Сегодня у нас в саду праздник. К нам в гости пришли только мужчины: папы, дедушки и братья. Они рассказывали нам о своей службе. Васин дедушка рассказал о том, что во время войны он пешком прошёл от Москвы до Берлина. Он служил в пехоте, был (кем?)(пехотинцем). А Вовкин дед – старый такой, маленького роста – а управлял огромным танком. Он был (кем?)(танкистом). И ещё Мишкин дедушка приходил, он в разведку ходил, был (кем?)(разведчиком). Это вообще очень опасно. А Мишкин старший брат служит сейчас в армии, в десантных войсках. Он (кто?)(десантник). А сам Миша, когда вырастет, тоже в армию пойдёт. Он хочет на подводной лодке служить, будет (кем?)(подводником). И совсем мы не ожидали, что Юлькин папа на границе служит, охраняет нашу Родину, он (кто?)(пограничник). Мы её даже больше уважать начали! Ну что, вы догадались, какой праздник был у нас в саду?

Игра «Военные профессии»

Цель: обогащать и активизировать словарь детей по теме, закреплять умение делить слова на слоги, развивать слуховое внимание.
Ход игры: воспитатель читает детям стихотворения о военных профессиях. Предлагает назвать профессии, о которых говорится в стихотворениях, и вспомнить другие названия военных профессий.

Охранять границу – важно!
Пограничников зовут.
С верным псом они отважно
Службу Родине несут.
(С. Чертков)

Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.
(С. Чертков)

Плывёт моряк на корабле,
Он не тоскует по земле.
Он с ветром дружит и волной,
Ведь море – дом его родной.
(С. Чертков)

Далее воспитатель предлагает детям разделить слова – названия профессий на слоги.
Например: лёт-чик, мо-ряк, тан-кист, по-гра-нич-ник, сол-дат, о-фи-цер.

Упражнение «Скажи правильно»

Педагог предлагает детям сказать, как называется человек, который:
Летает на вертолёте – (вертолётчик)
Летает на самолёте – …
Управляет танком – …
Служит в пехоте – …
Служит в артиллерии – …
Служит на море – …
Служит в десантных войсках – …
Управляет ракетными установками – …
Прыгает с парашютом – …
Служит на подводной лодке – …
Налаживает связь в армии – …
Охраняет границу – …
Передает военные сообщения по радио – …

Упражнение «Продолжи или исправь предложения»

Педагог предлагает ребятам продолжить предложения:
В армии служит много … (десантников, солдат, офицеров, бойцов).
Связисты стали восстанавливать связь, когда …
Снаряды взрывались, потому что бойцы укрылись в окопе.
Солдат выполнил задание, поэтому офицер дал ему приказ.

Загадки о военной технике


Ползёт черепаха –
Стальная рубаха,
Враг – в овраг,
И она, где враг.
(Танк)

Он на гусеницах мчится,
Только он не трактор.
В бой пойдёт – и пригодится
Фронтовой характер.
И не плавится в огне
Крепкая броня.
Только бой не на войне –
В детской у меня.
(Танк)

Машина эта непростая,
Машина эта – боевая!
Как трактор, только с «хоботком» –
Всем «прикурить» даёт кругом.
(Танк)

Брызжет огнём,
Гремит, что гром.
(Пушка)

На горе-горушке
Стоят старушки,
Если охнут,
Люди оглохнут.
(Пушки)

Эта пушка не стреляет,
Камни далеко метает,
Нету в мире крепостей,
Устоявших перед ней.
(Катапульта)

«Девушка» ходит,
Песню заводит,
Враг услышит –
Сразу не дышит.
(«Катюша»)

Смело в небе проплывает
Обгоняя птиц полёт
Человек им управляет
Что такое?
(Самолёт)

Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю
Отправляется в полёт
Наш Российский …
(Вертолёт)

Под водой железный кит
Днём и ночью кит не спит
Днем и ночью под водой
Охраняет наш покой.
(Подводная лодка)

Сотворил в минувший век
Чудо-ухо человек.
За сто вёрст оно услышит,
Как медведь в берлоге дышит.
(Радар)


 

Дидактический материал по теме «Защитники Отечества» 5-7 летДанный материал пригодится для тематических недель: «Рода войск», «День защитника отечества», «Будем в армии служить», «На страже Родины».