Дидактический материал по теме «Мой город. Мой дом» 3-5 лет

Дидактический материал по теме «Мой город. Мой дом» 3-5 лет

Дидактический материал по теме «Мой город. Мой дом» для младшего дошкольного возраста.

Осуществляя патриотическое воспитание младших дошкольников, воспитатель беседует с детьми о городе, о доме, в котором они живут, рассказывает о важности труда и использует различный дидактический материал по теме «Мой город. Мой дом».


Дидактический материал по теме «Мой город. Мой дом» пригодится при планировании таких тематических недель, как «Город, в котором я живу», «Дом, где я живу. Мебель», «Наш город, село», «Наш любимый город».

Самомассаж, физкультминутки

Самомассаж «Строим дом»

Целый день тук да тук, (дети похлопывают ладонью руки от кисти к плечу сначала по левой, а затем по правой руке)
Молоточки стучат, (поколачивают кулаком сначала по левой, а затем по правой руке от кисти к плечу)
Строим домик для зайчат, (поколачивают кулаком левой руки по кулаку правой руки или наоборот)
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек, (растирают кулаком левой руки правую руку)
Этот дом для зайчиков, (растирают кулаком правой руки левую руку)
Этот дом для девочек, («пробегают» пальцами от кисти к плечу по левой руке)
Этот дом для мальчиков, («пробегают» пальцами от кисти к плечу по правой руке)
Вот какой хороший дом. (поглаживают ладонью левую руку от кисти к плечу)
Как мы славно заживём! (поглаживают ладонью правую руку от кисти к плечу)
Будем весело играть,
Будем песни распевать! («Тарелочки» — вид танцевальных движений, имитирующих скользящие движения оркестровых тарелок: правая рука с размаху двигается сверху вниз, левая рука — снизу вверх.)

Физкультминутка «А часы идут, идут»

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт. (наклоны влево-вправо)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (дети садятся в глубокий присед)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью. (приседания)
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга. (вращение туловищем вправо)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (вращение туловищем влево)
А часы идут, идут, (ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают. (замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (дети останавливаются)

Физкультминутка «Вечером»

Вечером девочка Мила (шагаем на месте)
В садике клумбу разбила, (прыжки на месте)
Брат её мальчик Иван (приседания)
Тоже разбил… стакан! (хлопаем в ладоши)

Физкультминутка «За дровами мы идём»

За дровами мы идём
И пилу с собой несём. (ходьба)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. (дети делают движения, повторяющие движения дровосеков)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. (дети делают движения, словно колют дрова)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём. (наклоны)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (дети садятся)

Физкультминутка «Юрта»

Юрта, юрта, круглый дом, (шагаем на месте)
Побывайте в доме том! (развели руки в стороны)
Гости явятся едва (повороты туловища влево-вправо)
В печку прыгают дрова. (прыжки на месте)
Печка жарко топится, (хлопаем в ладоши)
Угостить торопится. (присели)
Ладушки, ладушки, (хлопаем в ладоши)
Круглые оладушки. (шагаем на месте)

Физкультминутка «Кот Антипка»

Кот Антипка жил у нас. (встали, руки на поясе)
Он вставал с лежанки в час. (потянулись, руки вверх — вдох)
В два на кухне крал сосиски. (наклоны влево-вправо)
В три сметану ел из миски. (наклоны вперёд, руки на поясе)
Он в четыре умывался. (наклоны головы к плечам влево-вправо)
В пять по коврику катался. (повороты влево-вправо)
В шесть тащил сельдей из кадки. (рывки руками перед грудью)
В семь играл с мышами в прятки. (хлопки спереди-сзади)
В восемь хитро щурил глазки. (приседания)
В девять ел и слушал сказки. (хлопки в ладоши)
В десять шёл к лежанке спать, (прыжки на месте)
Потому что в час вставать. (шагаем на месте)

Физкультминутка «Мамам дружно помогаем»

Мамам дружно помогаем:
Сами в тазике стираем.
И рубашки, и носочки
Для сыночка и для дочки. (наклоны вперёд, движения руками, имитирующие полоскание)
Через двор растянем ловко
Для одежды три верёвки. (потягивания — руки в стороны)
Светит солнышко-ромашка,
Скоро высохнут рубашки. (потягивания — руки вверх)

Игры-имитации для младших дошкольников

Игра-имитация «Раз, два, три, четыре, пять»

Раз, два, три, четыре, пять,
Застилаю я кровать,
Чищу зубы, мою уши,
Пять минут стою под душем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Рано я люблю вставать. (подражательные движения по тексту)

Игра-имитация «В понедельник»

В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник — рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (дети садятся на корточки, руки под щёку — засыпают)

Игра-имитация «Тик-так»

Кто там ходит влево-вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно
И твердит: «Тик-так, тик-так». (руки на поясе, наклоны вправо и влево)
А над ним сидит кукушка.
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает. (руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать,
Что уже пора вставать. (ходьба на месте)

Игра-имитация «Я чайник — ворчун»

Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд, (шагаем на месте)
Я всем напоказ выставляю живот, (руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (хлопаем в ладоши)
— Эй, люди, я с вами почайпить хочу! (прыжки на месте)

Пальчиковые игры

Пальчиковая игра «Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (сжимаем, разжимаем ладошки)
Всех могу пересчитать: (загибаем пальцы по тексту)
Папа, мама, брат, сестра,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой сверчок, щегол и я —
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

Пальчиковая игра «Точим нож!»

Дети имитируют движения точильщика. На строки 1-7 проводят ладонью правой руки взад-вперед по ладони левой с переворотом. С 8-й строки те же движения, но уже ладонью левой руки проводят по правой, также с переворотом. На две последние строки — четыре хлопка.
Точим,
Точим,
Точим нож!
Будет очень
Он хорош.
Будет резать он
Припасы:
Масло,
Сало,
Хлеб,
Колбасы,
Помидоры,
Огурцы…
Угощайтесь,
Молодцы!

Речевые игры по теме «Мой город»

Игра «Назови ласково»

Цель: развивать речь детей, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова, воспитывать любовь к родному городу.
Возможные слова: город, улица, флаг, проспект, дом, лес, сад, завод, сквер, магазин и т.д.

Игра «Продолжи предложение»

Цель: развивать умение завершать предложения, подбирая слова, подходящие по смыслу. Закреплять знания о родном городе, воспитывать любовь к родному городу.
Наш город называется…
Жителей нашего города называют…
Наш город расположен возле…
Зимой в нашем городе…
Больше всего я люблю в нашем городе…

Игра «Ответь по образцу»

Дом из кирпича — кирпичный
Дом из камня —
Дом их бетона —
Дом из дерева —
У нас в городе много фонарей. Как назвать фонарь, который стоит:
На улице — уличный
В театре —
На вокзале —
В парке —

Игра «В нашем городе»

Цель: упражнять в составлении предложений со словом «много».
В нашем городе много… улиц (дома, деревья, люди, дороги, цветы, здания, фонари).

Дыхательные упражнения по теме «Предметы быта»

Радио

И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить вопросительно: «За-зо-зу?»; 3 — вдох; 4 — на выдохе произносить утвердительно: «Зя-зе-зе-зю!»; 5 — вдох; 6 — на выдохе произносить удивленно: «Зве-звя-зви?»; 7 — вдох; 8 — на выдохе произносить радостно: «Зву-зво-звы!». Повторить 2 раза.

Пылесос

И.п.: о.с. 1 — движения руками, как при работе с пылесосом (вдох); 2 — на выдохе произносить: «У-у-у!». Повторить 3-4 раза.

Мясорубка

И.п.: о.с. 1 — правой рукой «крутить ручку мясорубки», вдох носом; 2 — на выдохе поизносить: «Ба-ба-ба, да-да-да!». Повторить 2-3 раза.

Миксер

И.п.: о.с. 1 — выполнять круговые движения нижней челюстью (вдох); 2 — на выдохе поизносить: «В-ж-ж-ж!». Повторить 3-4 раза.

Стиральная машина

И.п.: о.с. 1 — выполнять повороты вокруг своей оси (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Дж-ж-ж-ж!». Повторить 3-4 раза.

Часики

И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 — размахивать прямыми руками вперёд и назад, вдох носом; 2 — произносить на выдохе: «Тик-так». Повторить 4-5 раз.

Часы

И.п.: сидя по-турецки. 1 — положив руки на затылок, произносить «тик», выдохнуть и наклониться влево; 2 — выпрямиться, сделать вдох и произносить «так», затем наклониться вправо. Повторить 3-4 раза.

Маятник

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1 — палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток (вдох); 2 — наклонять туловище в сторону, при наклоне произносить: «Т-у-у-х». Повторить 3-4 раза.

Дидактический материал по теме «Мой город. Мой дом» 3-5 летДанный материал пригодится для тематических недель: «Город, в котором я живу», «Дом, где я живу. Мебель», «Наш город, село», «Наш любимый город».