Дидактический материал по теме «Транспорт» 3-5 лет

Дидактический материал по теме «Транспорт» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Транспорт» для младшего дошкольного возраста.

Знакомство детей с социальным окружением – одна из основных задач в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Знакомить детей с транспортом педагогу позволяют различные стихи и загадки, подвижные игры и другой дидактический материал по теме «Транспорт».


Дидактический материал по теме «Транспорт» подойдёт для планирования таких тематических недель, как «Улицы нашего города», «Виды транспорта», «Красный, жёлтый, зелёный», «Мы едем, едем, едем» в младшем дошкольном возрасте.

Имитационные упражнения

Имитационное упражнение «Полетели»

Полетели, полетели,
Вперёд руками завертели.
А потом наоборот —
Назад помчался самолёт. (вращение прямыми руками вперёд и назад)

Имитационное упражнение «Самолёт»

Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (стойка — ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево)

Имитационное упражнение «Крутятся вперёд колёса»

Это трасса мотокросса.
Крутятся вперёд колёса.
Если их назад вращать,
Мотоцикл поедет вспять. (вращение прямыми руками вперёд и назад)

Имитационное упражнение «Паровоз»

Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колёса стучат,
А колёса говорят:
«Так-так-так!». (ходьба на месте, с продвижением вперёд; согнутыми руками делают движения вперед-назад)

Имитационное упражнение «Дети едут на машине»

Дети едут на машине,
Смотрят на дорогу. (ходьба в парах, держась за плечи впередистоящего)
Слева — постовой стоит,
Справа — светофор горит. (повороты туловища влево-вправо)

Дыхательные упражнения по теме «Транспорт»

Велосипед

И.п.: лёжа на спине. 1 — вращать ногами в воздухе, имитируя езду на велосипеде (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Шур-шур-шур!». Повторить 3-4 раза.

Самолёт

И.п.: лёжа на животе. 1 — поднять спину, руки в стороны (вдох); 2 — на выдохе произносить: «У-у-у-у!». Повторить 3-4 раза.

Вертолёт

И.п.: стоя, прямые руки поднять вверх. 1 — вращать кистями рук (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Вж-ж-ж-ж!». Повторить 3-4 раза.

Трактор

И.п.: о.с. 1 — «крутить рычаги трактора» правой рукой (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Дыр-дыр-дыр! Гыр-гыр-гыр!». По¬вторить 3-4 раза.

Трамвай

И.п.: о.с. 1 — поднять руки вверх, изображая электрические дуги (вдох); 2 — притопывать ногами, на выдохе произносить: «Стук-тук! Стук-тук!». Повторить 3-4 раза.

Автомобиль

И.п.: о.с. 1 — «крутить руль машины» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Би-би-би! Бип-би-бип!». Повторить 3-4 раза.

Мотоцикл

И.п.: о.с. 1 — «держать руль мотоцикла» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Р-р-ы-к! Дрык-тык-тык!». Повторить 3-4 раза.

Шины шуршат

И.п.: о.с. 1 — потирать ладошки друг о друга (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Шур-шим! Шур-шим!». Повторить 3-4 раза.

Шина лопнула

И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — медленно приседать, на выдохе произносить: «Ш-ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

Насос

И.п.: стоя, можно в руках держать палочку, как рукоятку насоса. 1 — вдох; 2 — резкий наклон вниз, на выдохе произносить: «С-с-с-с-с!». Повторить 3-4 раза.

Семафор

И.п.: сидя на полу по-турецки, руки в стороны. 1 — сделать медленный вдох через нос, небольшая пауза; 2 — медленно опустить руки, на выдохе произносить: «С-с-с!». Повторить 3-4 раза.

Паровоз

И.п.: о.с. 1 — слегка притопывать ногами (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!». Повторить 3-4 раза.

Стихи с часто повторяющимися звуками


Би-би-би — гудит машина.
Тук-тук-тук — мотор стучит.
Едем, едем, едем, едем, —
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу — они шуршат.
Быстро крутятся колёса.
Та-та-та — вперёд спешат.
(Е. Алябьева)

Загудел паровоз
И вагончики повёз.
«Чух-чух-чох, чу-чу-чу!
Далеко я укачу!».
Мотор заводится, гудит,
Тук-тук, тук-тук,
тук-тук — стучит.
Как лев, мотор на всех рычит
И завестись скорей спешит: р-р-р.
(Е. Алябьева)

«Би-би-би, — гудит машина.
— Не поеду без бензина».

Еду, еду, еду, еду.
Паровоз, крути скорей!
Что везёшь домой?
Победу!
Мой единственный трофей.
(М. Дудин)

На машине едем к маме — Бр-р-р!
Мы не ели, мы не спали — Бр-р-р!
Целый день мы за рулем — Бр-р-р!
Всё нам было нипочём — Бр-р-р!
Ты, моя машина, не рычи! — Р-р-р!
Ты, моя машина, не урчи! — P-р-p!
Ты, моя машина, не фырчи! — Р-р-р!
Ты, моя машина, не ворчи! — Р-р-р!
(В. Емельянов)

Самолёты загудели — у!
Самолёты полетели — и!
На полянку тихо сели — эх!
Да и снова полетели — у!


Подвижные игры по теме «Транспорт»

Игра «Цветные автомобили»

Цель: закрепить умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, не наталкиваться друг на друга; развивать внимание; закрепить знание сигналов светофора; вызывать желание изучать правила дорожного движения.
Оборудование: флажки (красный, жёлтый, зелёный) по количеству детей.
Ход игры: Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они — автомобили. Каждому из играющих даётся флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке три цветных флажка. Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь, цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке (в любом направлении), на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным: «Автомобили (называет цвет) остановились». Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным (например: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой»).

Подвижная игра «Такси»

Цель: приучать детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнёрам по игре.
Ход игры:
Дети становятся внутрь небольшого обруча, держат его в опущенных руках: один — у одной стороны, другой за другом. Первый ребёнок — «водитель» такси, второй — «пассажир». Дети бегают по площадке (дорожке). Через некоторое время меняются ролями. Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь — то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке «пассажиры» меняются, один выходит из такси, другой садится.

Подвижная игра «Светофор» (малой подвижности)

Цель: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах.
Атрибуты: Цветные картонные кружки (жёлтый, зелёный, красный); Макет светофора.
Ход игры:
Ведущий, раздав детям кружки зелёного, жёлтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.
Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о значении цвета.

Игра «Птицы и автомобиль»

Цель. Обучать ритмичным движениям под музыку; научить остерегаться движущихся машин.
Ход игры. «Дети-птички» летают» по залу (площадке), взмахивают руками-крыльями.
Воспитатель.
Прилетели птички,
Птички — невелички.
Всё летели, всё летели,
Крыльями махали.
На дорожку прилетели,
Зёрнышки клевали.
(Дети присаживаются, постукивая пальцами по коленям. Воспитатель берёт в руки игрушечный автомобиль.)
Воспитатель.
Автомобиль по улице бежит,
Пыхтит, спешит, в рожок трубит.
Тра-та-та, берегись, берегись!
Тра-та-та, берегись посторонись!
(Дети-птички бегут от автомобиля в обозначенное место.)

Игра «Воробушки и автомобиль»

Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.
Ход игры: дети сидят на стульчиках на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнёздышках. На противоположной стороне — воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Воробышки полетели» дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу воспитателя «Автомобиль», дети убегают на свои стульчики.
После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.

Пальчиковые игры про транспорт

Игра «Автобус»

Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом. (вращаем сжатые кулачки)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит руль, руль. (изображаем как крутим руль)
Едет-едет наш автобус,
Дворниками бжик-бжик, бжик-бжик. (параллельно двумя руками влево-вправо)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Двери открываются — двери закрываются. (ладошки сводим и разводим)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Едет-едет наш автобус,
Всем сигналит биииииип. (нажимаем себе на нос)

Упражнение «Велосипед»

У него два колеса (показываем два колеса)
И седло на раме, (кулачок сверху накрываем ладонью)
Две педали есть внизу (хлопаем ладошками по воздуху)
Крутят их ногами. (топаем ножками)

Пальчиковая игра «Кораблик»

По реке плывет кораблик, (прижимаем нижние части ладошек друг другу, верхние открыты: показываем «кораблик»)
Он плывёт издалека, (приставляем горизонтально левую руку к глазам)
На кораблике четыре
очень храбрых моряка. (показать четыре пальца)
У них ушки на макушке, (приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты, (кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, (показываем две открытые от себя ладошки)
Только кошки да коты! (пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»)

Игра «Вот плывёт кораблик»

Вот плывёт кораблик мой, (руки — «полочка», покачиваются)
Он плывёт ко мне домой. (руки вперёд, ладони сомкнуть углом, имитируя нос корабля)
Крепко я держу штурвал, («держать штурвал»)
Я ведь главный капитан. (четыре хлопка в ладоши)

Пальчиковая игра «Лодочка»

Две ладошки прижму
И по морю поплыву. (ладони сложить лодочкой и совершать волнообразные движения рук)
Две ладошки — друзья,
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву. (поднять выпрямленные ладони вверх)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там. (имитация движений волн и рыбок)

Упражнение «Машина»

Заведу мою машину (повороты кистями руки, сжатой в кулак, как будто заводим машину)
Би-би-би, налью бензину. (три раза хлопнуть в ладоши и одновременно топать)
Крепко-крепко руль держу (имитировать движения водителя)
На педаль ногою жму. (топать правой ногой)

Игра «Я построю самолёт»

Я построю самолёт, (разводим руки широко в стороны)
Шлем надену — и в полёт. (показываем «шлем» над головой)
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны, (шевелим пальчиками)
Над морями и лесами,
Над горами и полями, (делаем «брызгающие» движения пальцами)
Облечу весь шар земной. (обхватываем воображаемый шар)
А потом вернусь домой. (взмахивающие движения ладонями)

Упражнение «Самолёты»

Мы сегодня самолёты, (сидят на пятках и вращают руками, изображая мотор)
Мы не дети, мы пилоты. (четыре хлопка в ладоши)
Руки — нос, и руки — крылья («нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, расставив руки в стороны)

Пальчиковая игра «Светофор»

Помогает с давних пор
Верный друг наш — светофор. (хлопают три раза в ладоши, на каждый слог слова «светофор»)
У него больших три глаза,
Не горят они все разом. (показывают три пальца)
Если красный загорелся, (поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе круг)
То нельзя переходить,
Надо ждать на тротуаре (качают головой)
И машины пропустить. (имитируют кручение руля)
Если жёлтый загорелся,
Значит, скоро мы пойдём. (поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе второй круг)
Глаз зелёный загорелся —
Стоп, машины, мы идём! (поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе третий круг под вторым)
Мы дорогу перешли,
По делам своим пошли. (маршируют по помещению)
Помогает с давних пор
Верный друг наш — светофор. (хлопают три раза в ладоши, на каждый слог слова «светофор»)