Дидактический материал по теме «Мой город. Мой дом» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Мой город. Мой дом» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Мой город. Мой дом» для старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по патриотическому воспитанию, педагог знакомит детей с достопримечательностями родного города, историей малой родины. В работе с детьми планируются различные речевые игры, беседы об истории города, домов и другой дидактический материал по теме «Мой город. Мой дом».


Дидактический материал по теме «Мой город. Мой дом» пригодиться для организации таких тематических недель, как «Музеи моего города», «Мой родной город», «Достопримечательности родного города».

Речевые игры, чистоговорки по теме «Мой город. Мой дом»

Игра «Один-много»

Цель: совершенствовать умение детей образовывать слова во множественном числе.
Дом — дома — много домов, улица, житель, музей, спутник, ракета, герб, флаг, магазин, детский сад и др.

Игра «Подбери родственные слова к слову «Родина»

Цель: способствовать развитию фонематического слуха, словотворчества.
Педагог предлагает ребятам найти однокоренные слова к слову Родина — родной, народ, родители, родиться, родня, родительский и др.

Игра «Сосчитай этажи»

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных «Назови дом, в котором 1, 2, 3, 4, 5 этажей».
Дом с одним этажом, — какой? — (одноэтажный дом)
дом с двумя этажами, — какой? — (двухэтажный дом)
дом с тремя этажами, — какой? — (трёхэтажный дом)
дом с четырьмя этажами, — какой? — (четырёхэтажный дом)
дом с пятью этажами, — какой? — (пятиэтажный дом)
дом со многими этажами. — какой? — (многоэтажный дом)

Игра «Посчитай»

Цель: упражнять в согласовании существительных и прилагательных с числительными, посчитать от 1 до 5 (10), от 5 (10) до 1.
Улица, широкая улица, красивая улица. (одна широкая улица, две широких улицы, пять широких улиц)
Дом, новый дом, высокий дом, многоэтажный дом.
Дорога, широкая дорога, ровная дорога, длинная дорога.
Магазин, детский магазин, большой магазин.
Памятник, красивый памятник, большой памятник, бронзовый памятник.
Музей, краеведческий музей, исторический музей, музей космонавтики.

Игра с мячом «Закончи предложение»

Цель: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.
Этот проспект широкий, а другой ещё… (шире)
Этот переулок тихий, а тот ещё… (тише)
Эта дорога узкая, а рядом ещё… (уже)
Этот дом старый, а другой ещё… (старее)
Эта площадь большая, а рядом ещё… (больше)
Этот памятник высокий, а другой ещё… (выше)

Упражнение «Придумай название улицы»

Цель: упражнять в образовании прилагательных от существительных. Можно предложить придумать самим и назвать производное слово.
В нашем городе много улиц. Появляются новые дома, улицы, но ещё не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили.
На этой улице стоит завод. Назовём её (Заводская).
На этой улице много цветов. Назовём её (Цветочная).
На этой улице много школ. Назовём её (Школьная).
На этой улице много берез. Назовём её (Берёзовая).
На этой улице много садовых деревьев. Назовём её (Садовая).
На этой улице находится аптека. Назовём её (Аптечная).
Придумай ещё несколько названий улиц сам.

Чистоговорка «Большой город»

ДА — ДА — ДА — большие города
ВЁМ — ВЁМ — ВЁМ — мы в городе живём
АТР — АТР — АТР — в городе театр
ИЦУ — ИЦУ — ИЦУ — мы идем в больницу
ДА — ДА — ДА — большие города
МА — МА — МА — в городе дома
ШИЕ — ШИЕ — ШИЕ — улицы большие
ДЁМ — ДЁМ — ДЁМ — по улице идём
АРЫ — АРЫ — АРЫ — широкие бульвары
КЕ — КЕ — КЕ — проспекты вдалеке
ОГИ — ОГИ — ОГИ — в городе дороги
ОГИ — ОГИ — ОГИ — широкие дороги
ОГЕ — ОГЕ — ОГЕ — опасно на дороге
ОГУ — ОГУ — ОГУ — осторожно переходят дорогу
ОР — ОР — ОР — нам помогает светофор
ОР — ОР — ОР — на перекрёстке светофор
ОРЫ — ОРЫ — ОРЫ — на перекрестках светофоры
ДИ — ДИ — ДИ — у светофора дорогу переходи
ОР — ОР — ОР — людям нужен светофор
АЙ — АЙ — АЙ — правила пешехода соблюдай
АТЬ — АТЬ — АТЬ — надо правила соблюдать
АРЬ — АРЬ — АРЬ — на улице фонарь
РИ — РИ — РИ — у дороги фонари
ОВКА — ОВКА — ОВКА — у дороги остановка
БЫ — БЫ — БЫ — вдоль улицы столбы
ОДА — ОДА — ОДА — мост для пешехода
КО — КО — КО — по мосту переходить дорогу легко
ОД — ОД — ОД — есть подземный переход
АСТЬ — АСТЬ — АСТЬ — осторожно, проезжая часть

Беседа с детьми «Городские профессии»


Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение, и сказать о чём оно.
Нужно сшить — зови портного,
Модельера пригласи.
Хочешь есть — поможет повар,
Блюдо у него проси.
Если хочешь быть красивым,
К парикмахеру иди.
Украшение на праздник
Ювелиру закажи.
Туфли подобьёт сапожник,
Разрисует всё художник.
И цветочница цветы
Срежет вам для красоты.
Часовщик часы починит,
Массажист усталость снимет,
Врач больного исцелит,
Словно доктор «Айболит».
Тренер сильным стать поможет,
Вас заснять фотограф может.
А кондитер вкусный торт
К дню рожденья испечёт.
Почту вовремя доставит
Самый быстрый почтальон.
И таксист домчит вас быстро,
Все дороги знает он.
Чтобы людям всем помочь,
Трудятся они и день и ночь.
Все профессии важны,
Все профессии нужны.

Дети отвечают, о чем это стихотворение (о профессиях).

— Знаете ли вы, что такое профессия? Профессия — это труд, которому человек посвящает свою жизнь. У ваших родителей разные профессии. Давайте расскажем, друг другу о том, кем работают ваши мамы и папы. Но не забывайте, что отвечать нужно полным предложением: «моя мама работает…» или «мой папа работает…».
Дети по очереди рассказывают о профессиях своих родителей. При необходимости воспитатель помогает ребёнку с ответом.
— Молодцы. Давайте сейчас немного поиграем и вспомним городские профессии. Я начну предложение и кину мяч. Тот, кто из вас его поймает, продолжит моё предложение.
Врач людей… (лечит)
Учитель детей… (учит)
Пожарный пожар… (тушит)
Повар обед… (варит, готовит)
Парикмахер волосы… (стрижёт, укладывает, причёсывает)
Полицейский за порядком… (следит)
Портниха одежду… (шьёт, чинит)
Пекарь хлеб… (печёт)
Писатель книги… (пишет, сочиняет)
Доярка коров… (доит, кормит)
Строитель дома… (строит)
Фотограф людей… (фотографирует)
Продавец в магазине… (продаёт)

— Расскажите, какие профессии нужны в городе? Я думаю, вы готовы для более серьёзных заданий, потому что вы знаете много разных профессий. Мы поделимся на две команды, и проведём викторину «Я знаю профессии».

— Задание номер один. Посмотрите, какие я вам покажу картинки. На них изображены люди разных профессий. Каждая команда по очереди будет называть профессию. Если команда затрудняется с ответом, ход переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Воспитатель показывает изображения представителей разных профессий (10-16 картинок). Команды по очереди дают ответы.

— Задание номер два. Вы будете отгадывать загадки. Правила те же: каждая команда по очереди отгадывает загадку. Если команда затрудняется с ответом, ход переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Причесываю, стригу,
Модную причёску сделать могу. (Парикмахер)
Целый день кручу баранку,
Чтоб людей всех развезти.
Нужно их доставить быстро,
Адрес правильно найти. (Таксист)
Вам продам любой товар,
Упакую в целлофан.
О товаре расскажу,
Что купить вам предложу. (Продавец)
Шить умею и кроить
И заплатку прикрепить. (Портной)
Я работаю в саду, но не где деревья.
Я всему детей учу. Прихожу в сад первой. (Воспитатель)
Почему меня боятся Взрослые и дети?
Ведь жужжащая машина Людям зубы лечит! (Стоматолог)
Учу я детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (Учитель)
Встаем мы очень рано, ведь наша забота —
Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель)
С огнём бороться мы должны —
С водою мы напарники.
В беде мы людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарники)
Скажи-ка, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки обеды? (Повар)

— Вот и закончилась наша викторина. Вам понравилось? Что вам больше всего понравилось? Давайте теперь подведем итоги.
Каждая команда считает свои фишки вслух, по очереди.
Объявление победителей. Награждение.

Беседа об истории жилища со старшими дошкольниками


Беседу можно сопровождать показом фотографий или просмотром презентации.

— Ребята, здравствуйте, я очень рада нашей встрече! Я приготовила для вас загадку, отгадав которую вы узнаете, о чём мы поговорим сегодня.
Загадка «Очень много окон в нём
Мы живём в нём, это…» (Дом)
— Гуляя по городу, можно увидеть много разных домов. А какие есть дома в нашем городе?
Молодцы, вы очень наблюдательные!

Я выросла в частном, кирпичном доме, я его очень люблю потому что он уютный и тёплый, в нём прошло моё счастливое детство. Мне очень интересно, а в каких домах живёте вы? Расскажите.
— Как вы думаете, всегда ли люди жили в таких удобных, крепких и уютных домах как сейчас?
Я предлагаю вам отправиться в прошлое для того что бы познакомиться с историей жилища и его благоустройства, узнать, как менялась посуда, мебель, от куда взялось электричество, а также создать свой мини–музей в группе, куда мы соберём старинные вещи привезённые с наших путешествий. По мини-музею мы с вами проведём экскурсию для родителей.

Узнав об истории жилища и его благоустройства вы сможете проследить путь его развития и даже, придумать жилища и предметы быта (мебель, посуду) будущего. А ещё вы сможете поделиться своими знаниями с другими.
— Кому бы вы могли рассказать, об истории развития жилища, мебели, посуды, электричества?
Появление сказочного персонажа — домовенка Кузи, просьба детей о помощи.
— Ребята, вы узнаете, кто сегодня к нам пришёл в гости, кто же это?
— Правильно, к нам в гости пришёл домовенок Кузя! У него случилась беда! Потерялся альбом с фотографиями всех домов, в которых он жил в разные исторические времена. В альбоме были фотографии древних жилищ, старинных и современных. Кузя услышал, что мы с вами собираемся в путешествие по истории жилища и просит взять его с собой, ведь тогда он сможет восполнить свой альбом фотографиями разных жилищ.
— Как вы считаете нужно нам взять домовёнка с собой? А для чего мы берём домовенка Кузю с собой в путешествие?
Обсуждение с детьми плана предстоящей деятельности обеспечивающее соучастие детей в определении содержания и форм совместной деятельности.
Воспитатель обращает внимание на панно «река времени» и расположенные на ней метки.
— Для того что бы проследить, каким образом изменялись жилища, мы обратимся к панно на котором изображена «река времени».
На «реке времени» обозначены остановки — разных эпох:
— Что вы видите на первой картинке?
Правильно это пещера, где у костра сидят люди, которые жили в древние время, поэтому первая остановка у нас называется «Древность».
— А что вы видите на второй картинке?
Все верно! Здесь изображено средневековое жилище, и его обитатели, поэтому название второй остановки: «Средневековье».
— Что изображено на следующей картинке?
Правильно, молодцы! Поэтому данная остановка называется «Наше время».
На каждой из этих остановок мы с вами прикрепим соответствующие времени картинки и изображения.
— Прежде чем отправиться в путешествие, немного разомнёмся!

«Строим дом»

Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)
Гномы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)
Красят стены, крышу, пол, (руками «красим» сбоку, вверху, внизу)
Прибирают всё кругом. («метём» метлой)
Мы к ним в гости придём (шаги на месте)
И подарки принесём. (руки вперёд, ладонями вверх)

— Я предлагаю вам отправиться в путешествие с помощью волшебного клубочка, для этого нужно произнести волшебные слова и покатить клубочек:
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи.

— Ну вот мы с вами и очутились в древней эпохе.
Люди не сразу научились строить дома. Как вы думаете, где жили первобытные люди?
Человеку нужно было убежище, которое укрыло бы его от палящего солнца, пронизывающего ветра, жгучего мороза, но они не умели делать кирпичи и у них не было машин, которые помогли бы им строить большие дома. Сначала люди обживали пещеры, где их соседями нередко становились хищные звери. Со временем человек научился сам строить дома. В ход шли ветки, бревна, камни.

— Как вы думаете, почему человек решил построить шалаш, а не остался жить в пещере?
Правильно молодцы! В древности человек строил себе жилище ещё и из других материалов. Так индейцы делали жилища — «типи» из шкур бизонов. На крайнем Севере эскимосы и сейчас строят свои дома из снежных кирпичей с окнами из речного льда — такое жилище называется иглу. На берегах тёплых морей аборигены строили хижины из веток пальм.

— Но в таких домах, наверное, тоже было неудобно жить? Почему?
Правильно, там было жарко и дверей не было, земляные полы, ходить надо было согнувшись, попадал дождь, ветер мог его снести, зимой было холодно.

А теперь нам пора отправляться в следующую историческую эпоху — в средневековье, и поможет нам снова наш волшебный клубочек.
Люди стали думать из чего бы им построить крепкие, тёплые дома. Так появилась изба. У избушки есть высокое крылечко, крыша, украшенная резьбой. Внутри дома есть лавочка. А главное есть большая тёплая печка, где весело потрескивают поленья.

— А как вы думаете, чем были удобны эти дома?

Ну вот и пора нам отправляться назад в наше время.
С годами мастерство строителей растёт, материалы для домов становятся красивее, надёжнее и безопаснее. Сегодня большинство жителей городов живёт в многоэтажных «башнях», где «дом» для каждого — отдельная квартира.

— Домовенок Кузя, предлагает немного отдохнуть и сыграть в увлекательную игру «Из чего построен дом».
Я называю строительный материал и бросаю мяч, а вы должны сказать какой дом? Например, я говорю кирпич и бросаю мяч, кто ловит отвечает — кирпичный (дерево, кирпич, стекло, бетон, глина, камень, солома, лёд).

Затем дети делятся на 3 группы: древнее время, средневековье, наше время. Каждая из групп должна отобрать картинки домов, подходящие для его времени.
Обсуждение с каждой группой выполненного задания, анализ допущенных ошибок.
Размещение иллюстраций на панно «Река времени».
— Кузя очень благодарен вам, вы отлично поработали! Ему уже не терпится наполнить альбом фотографиями, поэтому давайте попрощаемся с домовёнком и скажем ему: «До свидания, до новых встреч!».

Стихи по теме «Мой дом» для старших дошкольников


«Мой дом»

Посмотрите: это дом —
С крышей, дверью и окном,
И с крылечком, и с трубой,
Цвет у дома — голубой.
Заходите смело в дом!
— Приглашаете? Войдём!
(Н. Голь)

Новый дом

Грузовик привёз, рыча,
Полный кузов кирпича.
А другой привёз шофёр
Щебень, известь и раствор.
Звон и гром стоят кругом.
Быстро строят новый дом.
Он уже почти готов,
И бригада маляров
Красит в синий цвет фасад:
В доме будет детский сад.
(Л. Рашковский)

Я себе построю дом

Я себе построю дом,
Много места будет в нём!
Будет в доме стол и печка.
Я пущу в свой дом овечку.
Петушка пущу в свой дом,
Ну и курочку — при нём.
И корову, и козляток,
И лошадок — поросяток.
Пса с котом — само собой,
Веселее им со мной.
Гусь мне нужен для порядка,
Кто шалит — щипнёт за пятку.
Будет филин с нами жить —
Ночью домик сторожить…
Но стал я что-то сомневаться:
А мама с папой согласятся?
(И. Столова)

Чтобы дом построить новый

Чтобы дом построить новый,
Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
(И. Демьянов)

Дом, в котором мы живём

Есть у каждого свой дом:
В будке дремлет пёсик Том,
Спит в курятнике наседка,
В норке — мышь, её соседка.
Дом, в котором мы живём,
Расположен за углом.
Он — большой, многоэтажный,
С новым лифтом, очень важный!
Носит лихо шляпу-крышу,
Всех домов-соседей выше!
Сверху — круглая антенна
В паутине проводов,
В нём живут одновременно
Сто людей и сто котов!
— Эй, привет! — я дом встречаю,
Кверху голову задрав,
Крышей он в ответ качает:
— С добрым утром, поздравляет!
(С. Сон)

Новостройки

Исчезают старые постройки,
Город мой взметнулся прямо ввысь,
Там и сям — повсюду новостройки,
Целые кварталы поднялись.
И не те унылые строенья,
Скучные, как будничная жизнь,
Но архитектурные творенья
Повсеместно гордо вознеслись.
И живут в них люди не простые,
Там всё больше избранный народ,
И гордятся граждане России,
Что прогресс-то, всё-таки, идёт.
(Л. Янковская)

Мой любимый, светлый дом

Мой любимый, светлый дом,
В нём мы счастливо живём!
Утром рано я проснусь,
Очень сладко потянусь,
Маме нежно улыбнусь,
С братом крепко обнимусь.
Папа мультик нам включает,
Мама завтрак накрывает…
Вкусно пахнет в нашем доме:
Счастьем, Радостью, Любовью!!!


 

Дидактический материал по теме «Мой город. Мой дом» 5-7 летДанный материал пригодится для тематических недель: «Музеи моего города», «Мой родной город», «Достопримечательности родного города».