Дидактический материал по теме «Перелётные птицы» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Перелётные птицы» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Перелётные птицы» для старшего дошкольного возраста.

В течение весны можно знакомить ребят старшего дошкольного возраста не только с весенними погодными явлениями, но и перелётными птицами. Для этого можно подобрать дидактический материал по теме «Перелётные птицы», такой как пальчиковые игры, речевые и дыхательные упражнения, стихи и т.д.


Дидактический материал по теме «Перелётные птицы» можно использовать при планировании таких тематических недель, как «Весна. Перелётные птицы», «Планета – наш общий дом», «Весна шагает по планете», «Экология. День земли» в старших дошкольных группах.

Пальчиковые игры для детей 5-7 лет

Пальчиковая игра «Скворечник»

Мы построили скворечню (попеременно постукивать кулачками друг о друга и по столу)
Для весёлого скворца.
Мы повесили скворечник (свести руки над головой)
Возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером (попеременно постукивать кулак о кулак и ладонь о ладонь)
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки – (соединять каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза)
Черненькие пёрышки.

Пальчиковая игра «Птенчики»

Птенчики скворцов зовут: (собрать пальцы обеих рук в щепоть и поочерёдно раскрывать «клювики»)
– Мама, папа! Тут мы, тут!
Принесите нам еды
И немножечко воды.
Червячков мы поедим, (соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястья; помахать кистями, как крыльями)
С вами в небо полетим!

Пальчиковая игра «Перелётные птицы»

Тили-тели, тили-тели – (скрестить большие пальцы, помахать ладошками)
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка – (поочерёдно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели, (снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками; указательным и большим пальцами изобразить, как поёт птица)
Песни звонкие запели!

Пальчиковая игра «Птицы весной»

К нам весной грачи вернулись, (дети загибают пальцы на руке, перечисляя названия перелётных птиц)
Жаворонки и скворцы.
Следом ласточки примчались,
Прилетели журавли.

Пальчиковая игра «Куличи»

Мы лепили куличи (лепить пирожок)
Прилетели к нам грачи. (помахать крыльями)
Первый грач испёк пирог, (загибать пальчики по очереди на одной руке)
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвёртый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики на другой руке)
Выходи грачей считать.

Пальчиковая игра «Птицы прилетают»

С наступлением весны,
Птицы прилетают. (пальцы обеих рук расставляем, большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями)
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы. (пальцы рук сжимаем в кулаки и разжимаем)
А грачи у лужицы (ладони соединяем вместе чашечкой)
Шумной стайкой кружатся. (круговые движения кулачками рук)
Журавли летят торопятся, (пальцы обеих рук расставляем,большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями)
А малиновка и дрозд,
Занялись устройством гнёзд. (пальцы рук соединяем в замок, ладони открыты)

Пальчиковая игра «Дрозды»

Видишь смотрят из гнезда,
Два молоденьких дрозда. (соединяем пальцы двух рук кольцом и смотрим в него)
Клюв покажет первый дрозд, (пальцы щепоткой выставляем вперёд)
А второй покажет хвост. (на другой руке прямые пальцы выставляем вперёд)

Пальчиковая игра «Ласточка»

На каждую строчку большой палец поочерёдно здоровается с другими пальчиками, с каждым по два раза.
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну-красну.

Пальчиковая игра «Гуси»

Гуси-гуси, га-га-га (пальцы рук щепоткой то раскрываем, то опять вместе)
Есть хотите, да-да-да (пальцы щепоткой киваем вниз)
Хлеба с маслом, нет-нет-нет (пальцы щепоткой, киваем в стороны)
А чего вам? Нам конфет! (раскрываем пальчики ладошками вверх)

Физкультминутки по теме «Перелётные птицы»

Физкультминутка «Ласточка»

Ласточки летели, (бегут по кругу, машут руками)
Все люди глядели.
Ласточки садились, (приседают)
Все люди дивились.
Сели, посидели, (руки опускают за спиной)
Взвились, полетели,
Песенки запели. (бегут по кругу)

Физкультминутка «Грачи»

На этой неделе грачи прилетели. («летят» по кругу)
Хоть трудна была дорога, (останавливаются)
Старший грач прикрикнул строго: (грозят пальчиком)
«За работу! Дела много!». (повороты туловищем)
Помни сам, других учи,
Да по-настоящему: (машут «крыльями»)
Наши чёрные грачи («летают» по кругу)
Птицы работящие!

Физкультминутка «Цапля»

Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай! (рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую)
Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись. (наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню)

Физкультминутка «Аист»

Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Спина прямая, руки на поясе.
– Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (аист отвечает)
– Топай правой ногой,
Топай левой ногой,
Снова – правой ногой,
Снова – левой ногой.
После – правой ногой,
После – левой ногой.
И тогда придёшь домой.

Физкультминутка «Цапля»

Цапля серая носатая (руки к носу)
Целый день стоит, как статуя. (руки на пояс, лопатки свести)
На одной ноге постой-ка , (руки на поясе, поднимаем левую ножку)
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой, (руки на поясе, поднимаем правую ножку)
Если ты солдатик бравый.

Физкультминутка «Грачи»

Вот на ветках, не кричи, (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)

Стихи для старших дошкольников


Грачи прилетели

Ещё не утихли метели.
Ещё не проснулись ручьи.
Но в город грачи прилетели.
– Грачи прилетели! Грачи!
Расселись они на берёзах:
Шумят, суетятся, кричат…
Спешат обустраивать гнёзда,
Чтоб высидеть к маю грачат.
Какое повсюду веселье!
Едва опустившись с высот,
Как будто букетик весенний,
Грач веточку в клюве несёт.
И с новой надеждой и верой
Посмотрит вокруг человек:
На мутное небо и серый,
Слежавшийся мартовский снег.
Растает на Вербной неделе,
А может быть, и на Страстной.
Но в город грачи прилетели,
И в воздухе пахнет весной.
(А. Усачев)

Скворцы прилетели

Ждет гостей высокий клён –
Дом на ветке укреплён.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов…
В синем небе щебет слышен
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц ещё вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поём:
– Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нём!
Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: – Ура!
Удивительное дело:
Все семейство улетело!
(А. Барто)

Ласточка

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зёрен;
А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой.
(А. Плещеев)

Журавушка

Прилетел журавушка
На старые места:
Травушка-муравушка
Густым-густа!
Ивушка над заводью
Грустным-грустна!
А водица в заводи
Чистым-чиста!
А заря над ивушкой
Ясным-ясна!
Весело журавушке:
Весным-весна!
(Е. Благинина)

Возвращаются певцы

От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнёзд:
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
(Г. Ладонщиков)

Грачи прилетели

В берёзовой роще – веселье.
Справляют грачи новоселье.
Шумит и волнуется роща,
Как будто на празднике площадь.
Подолгу веселие длится
В зелёной грачиной столице,
И гнёзда, как шапки, взлетают
И там, на ветвях, повисают.
(А. Саврасов)

Соловей

Весны певец – соловушко
Наш садик полюбил,
И там уж тёпло гнездышко
Для деточек он свил.
Лишь сядет красно солнышко,
Лишь вечер настает –
Грустит-поёт соловушко
Всю ночку напролёт…
И тихо мне мечтается,
Ни слова на устах…
А он-то заливается
В ореховых кустах!
О чём же так грустнёхонько
Тоскует наш певец?
Он плачет, что скорёхонько
Весне его конец.
(Л. Модзалевский)

Птичья школа

На старой липе во дворе
Большое оживление.
Повесил кто-то на заре
Такое объявление:
«Открыта школа для птенцов!
Занятия – с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учиться всем предметам!».
И ровно в пять часов утра
Слетелась птичья детвора:
Воробушки, галчата,
Чижи,
Стрижи,
Щеглята,
Сороки, воронята,
Синицы и скворцы.
Щебечут и смеются,
Пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся…
Что сделаешь –
Птенцы!
Но вот влетел учитель в класс,
И суматоха улеглась.
Сидит смирнее голубей
На ветках молодёжь.
Учитель – Старый Воробей,
Его не проведёшь!
Он справедлив, но очень строг.
– Итак, друзья, начнём урок!
У нас
По расписанию
Сейчас
Чистописание. –
Воробушки и галочки
Сидят, выводят палочки… –
Второй урок – родной язык.
Запомним: пишется «чирик»,
А произносится «чивик»
Или «чилик», кто как привык!
Теперь займёмся чтением
Любимых детских книжек.
Читаем с выражением
Поэму «Чижик-Пыжик».
К доске пойдёт, допустим, Чиж…
Ну, что же ты, дружок, молчишь?
– «Чижик-Пыжик! Где ты был?»
А как дальше, я забыл…
Но тут звонок раздался.
– Попрыгайте пока.
А кто проголодался,
Заморит червячка! –
Теперь естествознание.
Запишем два задания:
«Где собирают крошки»
И «Как спастись от кошки».
Отлично! В заключение
Сегодня будет пение.
Все, даже желторотые,
Поют с большой охотою.
Вот самый лучший ученик
Отдельно на картинке:
Он спел три раза «чик-чирик»
Почти что без запинки!
А вот на этой ветке
Проставлены отметки.
У всех пятерки.
Молодцы!
Летите по домам, птенцы!
(Б. Заходер)


Тескты для чтения детяи о перелётных птицах

Кто самый главный? Павлова В.В.

Давным – давно на тёплом юге встретились несколько перелётных птиц и стали думать, какая птица Весной самая важная и необходимая, с чьим прилётом и начинается настоящая Весна.
Лесной Жаворонок или Юла сказал, что именно с его прилётом на лесные опушки сосновых лесов все слышат трели флейтовое «юли-юли-юли…», которые он исполняет в полёте как днём, так и ночью, все лесные жители знают, что Весна пришла. Сам Лесной Жаворонок бурого цвета, на голове есть небольшой хохолок. Летят Лесные Жаворонки Весной небольшими стайками, при этом песен не поют. Питается Лесной Жаворонок насекомыми, пауками, семенами трав и выпавшими весной семенами сосны или ели.
Самая яркая и красивая птица Сойка возразила Лесному Жаворонку: «Совсем не ты один Весну начинаешь. Мы, Сойки обладаем самым ярким и контрастным цветом нашего оперения. Наше туловище бежевого цвета с коричневым оттенком, на крыльях есть голубые полоски, хвост чёрного цвета. Наши глаза великолепны – они тёмного цвета с голубым контуром вокруг. Мы очень любим жёлуди и прекрасно их едим благодаря острому клюву. Также мы можем питаться ящерицами или лягушками, кушать яйца мелких птиц. Мы очень грациозные птицы, а ещё любим делать запасы из желудей, можем припрятать до 4 кг желудей. А ещё наш голос «кре-кре-рахх-рахх» не перепутаешь. Но мы можем подражать и голосам других птиц, даже речи человека».
Певчий Дрозд решил поддержать беседу. «Мы, Певчие Дрозды, тоже приносим Весну на своих крыльях в леса вместе с нашими песнями. Мы жёлто-охристые сверху и белые с чёрно-бурыми пятнышками на нижней стороне. У нас очень громкая и длинная песня из различных свистовых колен, которую мы можем повторять два или даже три раза: «та-вит-фи-лиип, та-вит-фи-лиип, трати-куви, трати-куви». Петь мы любим рано утром, вечером, в сумерках, сидя на верхушках деревьев. Мы скрытные птицы, любим хвойные в основном еловые леса. Прилетаем мы ещё в марте, а о нашем прилёте все лесные жители могут узнать по песням. Питаемся мы дождевыми червями, пауками, насекомыми, летом и осенью любим ягоды. Насекомых мы находим на стебельках трав и клюем их».
Подошла к перелётным птицам и Серая Цапля. «Вы – лесные перелётные птицы, а вот мы – Серые Цапли приносим Весну на водоёмы. С нашим прилётом все водоёмы полны рыб и лягушек, мы Серые Цапли очень хищные, прожорливые, можем кушать рыбу, насекомых, раков, ящериц, змей и жуков. Мы можем подкарауливать свою добычу или бродить по водоёму для её поисков. Когда мы видим например рыбу, быстро делаем бросок, потом выпрямляем свою длинную шею и хватаем нашу рыбу. Рыбу мы глотаем целиком. Также чтобы полакомиться вкусной пищей, мы Серые Цапли можем пролететь до 30 км. Мы самые тяжёлые перелётные птицы и можем весить до 2 кг, а наш размах крыльев может быть до 2м. Всё у нас длинное: шея, ноги, клюв. Узнать нас Серых Цапель можно по окраске нашего тела и ещё по звукам, которые мы издаем, он похож на низкое и короткое карканье. Так мы подаём голос в полёте, если приземлились, то слышен скрежещущий крик. Мы можем выражать разные эмоции: угроза – шея выгибается, приподнимается хохолок на голове; громко щёлкая клювом, мы рады друг другу, как бы говорим «Привет!». Давным-давно на нас охотились с помощью соколов.»
Подлетела к перелётным птицам и Ласточка – Касатка. «Вы забыли, уважаемые перелётные птицы, что без первой ласточки Весна не обходится. С нашим прилётом появляются летающие насекомые, которыми мы кормим себя и потом наших птенцов. Мы охотимся на насекомых в воздухе, бросаясь за ними, захватываем полностью их своим ртом. Мы можем питаться и жесткокрылыми жуками. Своих птенцов мы Ласточки тоже кормим в полёте. У нас Ласточек узкое тело, узкие крылья и длинный хвост, по которому все нас легко узнают. Мы птицы активные и можем очень долго и много летать, редко отдыхаем. Цвет перьев сверху чёрный, внизу белый, есть длинные и цепкие когти. Мы Ласточки улетаем первыми, когда температура становится +10 и прилетаем самыми последними, когда появляются летающие насекомые – наша любимая пища. Мы Ласточки очень доброжелательные птицы, любим своих соседей, можем построить новые домики, если гнездо кем-то занято. Мы Ласточки всегда в полёте, поэтому особенно нам необходимо много белка. Мы питаемся комарами, мухами, принося пользу для человека».
Выслушали перелётные птицы рассказы друг друга и поняли, что каждая птица приносит часть Весны на своих крыльях в леса, на поля, на водоёмы, в города, радуя всех вокруг теплыми и солнечными днями. Только есть те птицы, которые прилетают немного раньше остальных, а другие прилетают позже всех, когда Весна полностью оживит всю окружающую Природу и найдёт для них пропитание. Недаром народ придумал поговорку, что одна Ласточка Весны не делает.
Вот Вам про перелётных птиц сказка, кто прочитал – интересное узнал.

Ушинский «Весна» (отрывок)

Птиц, вместе с весной, появляется множество. Первые прилетают грачи и криком своим напоминают, что весна началась. Они появляются почти всегда около 9 марта. Но вот и жаворонок, поднявшись высоко в воздухе, запел свою звучную песню. Быстрые, острокрылые ласточки прилетают несколько позже. Скворцы, дрозды, кулики, дикие голуби, кукушки появляются одни за другими и населяют поля, леса и рощи, недавно ещё безмолвные.
Высоко в воздухе тянутся с юга на север стаи журавлей, диких уток, гусей и лебедей. Скоро и соловей начнёт свою звонкую песню. Одни из этих птиц, дикие гуси, журавли, лебеди, летят далее; другие остаются у нас на всё лето; те, которые остаются, принимаются вить гнезда: носятся, кричат, трудятся, собирают сухие веточки, солому, мох, траву.
Хлопотливые муравьи, пёстрые бабочки, неуклюжие жуки, а потом несносные комары и мошки, тысячи самых разнообразных, летающих и ползающих насекомых выходят на свет Божий. Трудолюбивая пчёлка, проспавшая долгую зиму в тёплом улье, просыпается, покидает свою восковую келью и летит собирать сладкий мёд с цветов.

Синичкин календарь. Март (в сокращении). Бианки В.В.

А солнце день ото дня ярче, день ото дня жарче. Тает, тает в поле снег. И уж так его мало осталось, что больше не ночевать в нём куропаткам: мелок стал. Перебрались куропатки в кустарник спать, под Зинькиной корзинкой. И вот, наконец, в поле на пригорках показалась земля. И как же все ей обрадовались! Тут не прошло и трёх дней – откуда ни возьмись, уж сидят на проталинах чёрные, с белыми носами грачи.
Здравствуйте! С прибытием! Ходят важные, тугим пером поблескивают, носами землю ковыряют: червяков да личинок из неё потаскивают. А скоро за ними и жаворонки и скворцы прилетели, песнями залились. Зинька с радости звенит-захлёбывается: – Зинь-зинь-на! Зинь-зинь-на! К нам весна! К нам весна! К нам весна! Так с этой песенкой и прилетела к Старому Воробью. И он ей сказал: – Да. Это месяц март. Прилетели грачи, – значит, правда весна началась. Весна начинается в поле. Теперь лети на реку.
Полетела Зинька на реку. Летит над полем, летит над лугом, слышит: всюду ручьи поют. Поют ручьи, бегут ручьи, – все к реке собираются. Прилетела на реку, а река страшная: лёд на ней посинел, у берегов вода выступает. Видит Зинька: что ни день, то больше ручьев бежит к реке. Проберётся ручей по овражку незаметно под снегом и с берега – прыг в реку! И скоро многое множество ручьев, ручейков и ручьишек набилось в реку – под лёд попрятались.

Синичкин календарь. Апрель. Бианки В.В.

Тут прилетела тоненькая чёрно-белая птичка, бегает по берегу, длинным хвостиком покачивает, пищит: – Пи-лик! Пи-лик! – Ты что пищишь! – спрашивает Зинька. – Что хвостиком размахиваешь? – Пи-лик! – отвечает тоненькая птичка. – Разве ты не знаешь, как меня зовут? Ледоломка.
Вот сейчас раскачаю хвост, да как тресну им по льду, так лёд и лопнет, и река пойдёт. – Ну да! – не поверила Зинька. – Хвастаешь. – Ах так! – говорит тоненькая птичка. – Пи-лик! И давай ещё пуще хвостик раскачивать. Тут вдруг как бухнет где-то вверху по реке, будто из пушки! Ледоломка порх – и с перепугу так крылышками замахала, что в одну минуту из глаз пропала. И видит Зинька: треснул лёд, как стекло. Это ручьи – все, что набежали в реку, – как понатужились, нажали снизу – лёд и лопнул. Лопнул и распался на льдины, большие и малые. Река пошла, пошла и пошла, — и уж никому её не остановить. Закачались на ней льдины, поплыли, бегут, друг друга кружат, а тех, что сбоку, на берег выталкивают. Тут сейчас же и всякая водяная птица налетела, точно где-то здесь, рядом, за углом ждала: утки, чайки, кулики-долгоножки. И, глядь, Ледоломка вернулась, по берегу ножонками семенит, хвостом качает.
Все пищат, кричат, веселятся. Кто рыбку ловит, ныряет за ней в воду, кто носом в тину тыкает, ищет там что-то, кто мушек над берегом ловит. – Зинь-зинь-хо! Зинь-зинь-хо! Ледоход, ледоход! – запела Зинька. И полетела рассказать Старому Воробью, что видела на реке. И старый Воробей сказал ей: – Вот видишь: сперва весна приходит в поле, а потом на реку. Запомни: месяц, в который у нас реки освобождаются ото льда, называется апрель. А теперь лети-ка опять в лес: увидишь, что там будет. И Зинька скорей полетела в лес.

Синичкин календарь. Май. Бианки В.В.

В лесу ещё было полно снегу. Он спрятался под кустами и деревьями, и солнцу трудно было достать его там. В поле давно уже зеленела посеянная с осени рожь, а лес всё ещё стоял голый. Но уже было в нём весело, не то что зимой.
Налетело много разных птиц, и все они порхали между деревьями, прыгали по земле и пели, – пели на ветвях, на макушках деревьев и в воздухе. Солнце теперь вставало очень рано, ложилось поздно и так усердно светило всем на земле и так грело, что жить стало легко. Синичке больше не надо было заботиться о ночлеге: найдет свободное дупло – хорошо, не найдет – и так переночует где-нибудь на ветке или в чаще. И вот раз вечерком ей показалось, будто лес в тумане. Легкий зеленоватый туман окутал все берёзы, осины, ольхи. А когда на следующий день над лесом поднялось солнце, на каждой берёзе, на всякой веточке показались точно маленькие зелёные пальчики: это стали распускаться листья. Тут и начался лесной праздник. Засвистал, защёлкал в кустах соловей. В каждой луже урчали и квакали лягушки. Цвели деревья и ландыши. Майские жуки с гуденьем носились между ветвями. Бабочки порхали с цветка на цветок. Звонко куковала кукушка. Друг Зиньки – дятел-красношапочник – и тот не тужил, что не умеет петь: отыщет сучок посуше и так лихо барабанит по нему носом, что по всему лесу слышна звонкая барабанная дробь.
А дикие голуби поднимались высоко над лесом и проделывали в воздухе головокружительные фокусы и мёртвые петли. Каждый веселился на свой лад, кто как умел. Зиньке всё было любопытно. Зинька всюду поспевала и радовалась вместе со всеми. По утрам на заре слышала Зинька чьи-то громогласные крики, будто в трубы кто-то трубил где-то за лесом. Полетела она в ту сторону и вот видит: болото, мох да мох, и сосенки на нём растут. И ходят на болоте такие большие птицы, каких никогда ещё Зинька не видела, – прямо с баранов ростом, и шеи у них долгие-долгие.
Вдруг подняли они свои шеи, как трубы, да как затрубят, как загремят: – Тррру-рру-у! Тррру-рру! Совсем оглушили синичку. Потом один растопырил крылья и пушистый свой хвост, поклонился до земли соседям да вдруг и пошёл в пляс: засеменил, засеменил ногами и пошел по кругу, все по кругу; то одну ногу выкинет, то другую, то поклонится, то подпрыгнет, то вприсядку пойдёт – умора! А другие на него смотрят, собрались кругом, крыльями враз хлопают. Не у кого было Зиньке спросить в лесу, что это за птицы-великаны, и полетела она в город к Старому Воробью. И Старый Воробей сказал ей: – Это журавли; птицы серьёзные, почтенные, а сейчас видишь, что выделывают. Потому это, что пришёл весёлый месяц май, и лес оделся, и все цветы цветут, и все пташки поют. Солнце теперь всех обогрело и светлую всем радость дало.