Дидактический материал по теме «Дикие животные» 3-5 лет

Дидактический материал по теме «Дикие животные» 3-5 лет

Дидактический материал по теме «Дикие животные» для младшего дошкольного возраста.

Знакомить детей с дикими животными можно начинать с раннего возраста. Для детей 3-5 лет можно использовать такой дидактический материал по теме «Дикие животные», как пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, физкультминутки, стихи и другой материал.


Дидактический материал по теме «Дикие животные» может быть использован при организации тематических недель «Дикие животные», «Звери зимой», «Дикие животные. Закрепление», «Как животные готовятся к зиме», «Дикие животные готовятся к зиме».

Самомассажные упражнения по теме «Дикие животные»

Упражнение «Тили-бом»

Тили-тили, тили-бом! (загибают вперёд ушные раковины и отпускают их так, чтобы ощутить хлопок)
Сбил сосну зайчишка лбом. (оттягивают мочки вниз и в стороны)
Жалко мне зайчишку: (массажируют козелок)
Носит зайка шишку. (массажируют вершину завитка)
Поскорее сбегай в лес, (растирают ладонями уши)
Сделай заиньке компресс! (поглаживают уши ладошками)

Упражнение «Зайки»

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют массаж.
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки. (слегка постукивают пальцами по спине)
И катались по траве
От хвоста и к голове. («прокатывают» ладони от попы к шее)
Долго зайцы так скакали, (слегка постукивают пальцами по спине)
Но, напрыгавшись, устали. (кладут ладони на спину)
Мимо змеи проползали,
«С добрым утром!» — им сказали. (делают волнообразные движения ладонями по спине)
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха мать. (гладят спину)

Упражнение «Лиса»

Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась. (движения выполняются соответственно тексту)
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала —
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота! (все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.)
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну, красавица-Лиса! (красуясь, выполнять полуобороты, корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину)
До чего же хороша!

Гимнастика для глаз

Упражнение «Лиса»

Ходит рыжая лиса, (крепко зажмурить и открыть глаза)
Щурит хитрые глаза.
Смотрит хитрая лисица, (вытянуть вперёд правую руку, на которой все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак)
Ищет, где бы поживиться. (вести рукой вправо-влево и следить за движением указательного пальца глазами, не поворачивая головы)
Пошла лиска на базар, (поднять руку и опустить, прослеживая взглядом)
Посмотрела на товар.
Себе купила сайку, (описать рукой круг по часовой стрелке и против неё)
Лисятам балалайку.

Упражнение «Медведь»

Медведь по лесу бродит, (ходьба вперевалочку, слегка согнувшись, загребая чуть согнутыми руками)
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мёд (изображать, как он достаёт и ест мёд)
И в рот себе кладёт.
Облизывает лапу (отмахиваться от пчел)
Сластёна косолапый,
А пчёлы налетают,
Медведя прогоняют.
А пчёлы жалят мишку: (отвести руку вперёд и поочередно касаться носа, щёк, прослеживая движение глазами, не поворачивая головы)
«Не ешь наш мёд, воришка!»
Бредёт лесной дорогой (ходьба вперевалочку)
Медведь к себе в берлогу.
Ложится, засыпает (присесть, руки под щёку)
И пчёлок вспоминает.

Упражнение «Заяц белый»

Заяц белый, заяц белый, (быстро моргают глазами)
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал: (наклонять и выпрямлять голову вперёд, закрыв глаза)
«Я не бегал, я скакал».
Заяц белый, заяц белый, (опять быстро сжимать и разжимать веки)
Ну а где же ты обедал?
Заяц белый отвечал: (наклоны головы вправо-влево)
«Я сегодня голодал». (закрыть глаза ладонями, расслабив глаза)

Физкультминутки «Дикие животные»

Физкультминутка «Скок-поскок»

Скок-поскок, скок-поскок, (прыжки на месте на двух ногах)
Зайка прыгнул на пенёк. (прыжки на месте на двух ногах)
В барабан он громко бьёт, (шагаем на месте)
В чехарду играть зовёт. (хлопаем в ладоши)
Зайцу холодно сидеть, (присели)
Нужно лапочки погреть. (хлопаем в ладоши)
Лапки вверх, лапки вниз, (руки вверх-вниз)
На носочки подтянись. (потянулись, подняли руки вверх)
Лапки ставим на бочок, (руки на пояс)
На носочках скок-скок-скок. (прыжки на месте на двух ногах)
А затем вприсядку, (приседаем)
Чтоб не мёрзли лапки. (топаем ногами)

Физкультминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть, (встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. (сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (подвигать ладонями вперёд-назад)
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадёмся тихо на носочках, (ходьба на месте на носочках, плавные движения руками перед собой)
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом, (руки на поясе, повороты головы влево-вправо)
И мы головки повернём.
Теперь садимся тише, тише, (сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, (ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в локтях)
Топтался и рычал.
Хотел он очень мёда,
А где достать, не знал. (поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)

Физкультминутка «Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали, (ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (повороты головы вправо-влево, руки на поясе)
Тянет лисонька свой нос.
Но зайчата быстро скачут. (прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (бег на месте)
Вот голодная лиса (поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (сесть на корточки)

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Раз — присядка, два — прыжок. (присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, (потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (прогнуться в спине вперёд)
И легонечко подпрыгнут. (подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (руки согнуты в локтях перед собой, ноги на ширине плеч, раскачивать туловище в стороны, переступая с одной ноги на другую)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало — (хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!

Дыхательная гимнастика для младших дошкольников

Гимнастика «Ёж»

Нот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог. (дети сидят на корточках, вдох)
Ох-ох-ох! (на выдохе жалобно)
Лучик ёжика коснулся.
Ёжик сладко потянулся (вдох)
Ай-ай-ай! (на выдохе весело)

Упражнение «Дом большой, дом маленький»

У медведя дом большой. (произносят на выдохе жалобно, потягиваются, вдох)
Ой-ой-ой! (произносят на выдохе весело)
А у зайца маленький. (вытягивают руки в стороны, вверх)
Ай-ай-ай! (приседают, опускают голову, обхватывают колени руками)
Мишка наш пошёл домой. (идут вразвалочку)
Ой-ой-ой!
Да и крошка заинька.
Ай-ай-ай! (прыгают на двух ногах, все звукосочетания произносят на выдохе)

Стихи по теме «Дикие животные» для детей 3-5 лет


По деревьям скок-скок
Да орешки щёлк-щёлк!
Это белка-попрыгунья,
Попрыгунья-хлопотунья.
(Латышская песенка)

Раз, два, три, четыре, пять —
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(А. Бондаренко)

По сухой лесной дорожке —
Топ-топ-топ — топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
(И. Лопухина)

Как звери готовятся к зиме

Ёжик

Ёж осеннею порой
В лес отправился густой.
Прямо скажем, не гулять,
А грибочки собирать.
Чтоб зимой в мороз и стужу
Был всегда обед и ужин.
Вот идёт он вперевалку,
Крепко держится за палку.
Тут грибочек, там грибок
Ёж кидает в кузовок.

Медведь

Говорят, медведю лень
Прогуляться в зимний день.
Вот и спит медведь в берлоге,
Когда стужа на пороге.
Но скажу вам честно я:
Кушать хочется, друзья!
Но под снегом мне ни мёда,
Ни грибов не отыскать,
И приходится всю зиму
Сладко спать, спать, спать.

Мышка

Я мышка-норушка, я в поле живу.
Где ласковый ветер качает траву,
Где дождик весёлый мне песни поёт,
Где звонкий кузнечик подковки куёт.
Всё лето трудилась без устали я,
До края полна кладовая моя!

Заяц

Летом заяц сер, сер,
Летом заяц смел, смел.
Можно под любым кусточком
Смело спрятаться в лесочке.
Но как только снег пушистый
На листву ковром ложится,
Становлюсь я очень виден —
Вмиг лиса меня увидит!
Так что в стужу ледяную
Шубку я беру другую.
Был я рыжевато-серым,
Стал белее снега белым!

Белочка

Далеко до холодов,
Но не для потехи
Я несу к себе в дупло
Ягоды, орехи.
Чтоб зимой холодной
Мне не быть голодной.

Птичка

Боюсь я мороза зимою холодной,
Боюсь я в ненастье остаться голодной,
Поэтому мы собираемся в стаи
И в тёплые страны зимой улетаем.
Нелёгкий нам путь предстоит, но приятно
Весною домой возвращаться обратно!

Новые шубки

Лес наполнен стрекотаньем,
Он ещё богат питаньем,
Скоро будет первый снег,
Шубки новые у всех.

Поменялся в них окрас,
Мех пушистый напоказ!
Белка в новой душегрейке
Ну, а хвостик лучше грелки.

Распушился в перьях рябчик,
Как воздушный одуванчик,
Перья в рыженький горошек,
Ловит комаров и мошек.

Прячет зайчика нора,
Шубка белая видна,
Рыжий лес ещё шумит,
Зайцу бегать не велит!

Осень думает остаться,
Просит зиму задержаться —
Бесполезно спорить с ней,
Только станет холодней!
(О. Суслова)