Дидактический материал по теме «Домашние животные» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Домашние животные» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Домашние животные» для старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по расширению знаний детей о домашних животных. Воспитатель может использовать в работе физкультминутки и пальчиковые игры, чистоговорки и другой дидактический материал по теме «Домашние животные».


Дидактический материал по теме «Домашние животные» может быть использован при планировании тематических недель «Сельскохозяйственные профессии», «Планета — наш общий дом», «На зелёном лугу».

Физкультминутки и самомассаж

Физкультминутка «Кони»

По аллее ходят кони. (ходьба, высоко поднимая колени, руки вперёд)
Вот они, как на ладони. (полуприсяд на левую ногу)
И упитанные, (правую ногу вперёд на носок)
И воспитанные. (тоже, но с другой ноги)
Дрессировщик скажет (правой ногой «бить копытом»)
«Оп!» (перепрыгнуть с ноги на ногу)
Кони сразу же в галоп. (то же с другой ноги)
Он поднимет длинный кнут (взмахом правой руки круговые движения назад)
Кони быстрые замрут. (полуприсяд, руки вперёд)
Дирижёр рукой помашет — (взмахи перёд собой)
Под оркестр кони пляшут. (два притопа с справой ноги, потом с левой)
Мы похлопаем в ладони, (хлопки перед собой)
На колени встанут кони. (шагом левой вперёд, полуприсед)
Шеи вытянут свои. (шеи вытянуть)
Их послушней нет на свете. (поворот головы вправо)
Вот какие кони эти. (поворот головы влево)

Физкультминутка «Жила-была мышка»

Жила-была мышка Мауси (шагаем на месте)
И вдруг увидала Котауси. (присели)
У Котауси злые глазауси (закрыли ладонями рук глаза)
И злые-презлые зубауси. (закрыли руками рот)
«Ах, Мауси, Мауси, Мауси, (встали, руки на пояс)
Подойди ко мне, милая Мауси! (машем правой — левой рукой)
Я спою тебе песенку, Мауси, (руки на пояс, наклоны туловища влево-вправо)
Чудесную песенку, Мауси!» (руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)
Но ответила умная Мауси: (хлопаем в ладоши)
«Ты меня не обманешь, Котауси! (встали, руки на пояс)
Вижу злые твои глазауси (закрыли ладонями рук глаза)
И злые-презлые зубауси!» (закрыли руками рот)
Так ответила умная Мауси, (встали, руки на пояс)
И скорее бегом от Котауси. (бег на месте)

Самомассажное упражнение «Петушиная семья»

Петя, Петя — петушок, (дети качают головой вправо-влево)
Поднял красный гребешок, (прижимают ладони друг к другу, раздвинув пальцы, и приставляют их к голове — «гребешок»)
Громко-громко закричал, (поглаживают левую руку от кисти к плечу, затем правую руку)
К себе курочек позвал.
Курочки-пеструшки (похлопывают правую руку в том же направлении ладонью левой, затем левую руку ладонью правой)
Петю услыхали,
Петю услыхали,
Быстро прибежали.
А за ними и цыплятки («пробегают» по правой руке пальцами левой, затем по левой руке пальцами правой)
Побежали без оглядки.
Стали зёрнышки клевать: (поколачивают по правой руке пальцами левой, затем по левой руке пальцами правой)
Клю-клю-клю…,
Травку сочную щипать: (пощипывают правую руку пальцами левой, затем левую руку пальцами правой)
Щип-щип-щип…,
А потом давай плясать: (поглаживают правую руку левой, затем левую руку правой)
Тра-ля-ля, тра-ля-ля…

Дыхательные упражнения по теме «Домашние животные»

Баран

И.п.: о.с. 1 — опустить голову вниз, идти вперёд (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Бее-бее-бее! Бее-бее-бее!». Повторить 3-4 раза.

Лошадка

И.п.: о.с. 1 — «потряхивать гривой» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «И-го-го! И-го-го!». Повторить 3-4 раза.

Конь

И.п.: о.с. 1 — «бить копытцем» правой ноги (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!»; 3 — «бить копытцем» левой ноги; 4 — на выдохе произносить: «Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!». Повторить 2-3 раза.

Лошадь фыркает

И.п.: о.с. 1 — помахивать головой — «гривой» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Фр-р-р-р! Фр-р-р-р!». Повторить 3-4 раза.

Корова

И.п.: о.с. 1 — приставить указательные пальцы ко лбу, голову опустить (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Му-му-му! Му-му-му!». Повторить 3-4 раза.

Коза

И.п.: о.с. 1 — вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Ме-ме- ме! Ме-ме-ме!». Повторить 3-4 раза.

Свинья

И.п.: о.с. 1 — покачивать головой вверх-вниз (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Хрю-хрю! Хрю-хрю!». Повторить 3-4 раза.

Пастушок играет

И.п.: о.с. 1 — поднести руки ко рту, «держим дудочку» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Ту-ру-ру! Тр-ру-ру!». Повторить 3-4 раза.

Стихи и чистоговорки для старших дошкольников


У коровы есть телёнок,
Замечательный ребёнок!
Любит травку он щипать,
И немножко помычать.
У ягнят — овечка мама.
Им твердит она упрямо,
Что плохое поведенье
Недостойно одобренья!
Жеребёнок, сын лошадки,
Поиграть стремится в прятки.
Снова ищет его мать,
А найдёт — отправит спать!
У свиньи — три поросёнка,
И у кошки три котёнка;
Затевают на ходу
Два семейства чехарду!
У козы — козлёнок робкий,
Очень тихий, очень кроткий,
Он от мамы целый день
Не отходит, словно тень.
У щенят — собака мама:
Строгая, седая дама.
Учит деток целый день,
И учиться им не лень!

Эй, лошадка! И-го-го!
Но, лошадка. Но, но!
Скок, лошадка, скок, скок!
Цок, копытца! Цок, цок!
Выше ножки! Топ, топ!
Веселее! Гоп-гоп!
Колокольчик — дон-дон!
Громче-громче звон, звон!
Гоп, лошадка! Гоп-гоп!
Тпру, лошадка! Стоп, стоп!
(И. Лопухина)

Бегут, бегут со двора
Гулять, гулять во луга:
Свинка-толстоспинка — чахи-ряхи,
Коза-дерибаза — мека-бека,
Баран-крутороган — чики-брики,
Корова-комола — буки-муки,
Конь-брыконь — иги-виги.
(Детская потешка)

Котёнок мамочку зовёт:
Мяу-мяу, мяу-мяу.
Он не напился молочка:
Мало-мало, мало-мало.
Покормит мама молочком:
Мур-мур-мур, мур-мур-мур.
Свернется маленьким клубком:
Ур-ур-ур, Ур-Ур-Ур —
Потом с клубочком поиграет:
Цап-цап-цап, цап-цап-цап.
И нитку быстро размотает:
Ап-ап-ап, ап-ап-ап.
(Е. Алябьева)

Спасибо, корова!

Говорит корова: «Му-у!»
Это по-коровьему:
«Здравствуйте!»
Говорит корова: «Му-у!»
Это по-коровьему:
«Вкусно!»
Говорит корова: «Му-у!»
Это по-коровьему:
«Кушайте!»
Мы ее благодарим —
Мы корове говорим:
«Спасибо, ко-ро-ва!»
(В. Гусев)

Ты пасись, коровка, дольше,
Рале, рале.
Молочка неси побольше,
Рале, рале.
Клеверком питайся спелым,
Рале, рале.
Молочко чтоб было белым,
Рале, рале.
По долам ходи, по горкам,
Рале, рале.
Дома ждём тебя с ведёрком,
Рале, рале.
(Литовская песенка)

Гоп-гоп!
Ну, скачи в галоп!
Ты лети, конь, скоро-скоро,
Через реки, через горы!
Все-таки в галоп-гоп-гоп!
Трух-трух! Рысью, милый друг!
Ведь сдержать-то станет силы.
Рысью, рысью, конь мой милый!
Трух-трух-трух!
Не споткнись, мой друг!
(Детская потешка)

Пастушок

Крикнул громко солнышку Пастушок:
Опускайся, солнышко, на лужок.
На лугу зелёном погости,
Будем с тобой козочку мы пасти.
Нет, — сказало солнышко, — не спущусь,
Козочка бодается, я боюсь.
Услышала козочка, закричала: Ме-е-е!
Я тебя не трону, приходи ко мне!
Пастушка попросим мы нам сыграть,
Будем с тобой, солнышко, танцевать.
Заиграл на дудочке Пастушок,
Опустилось солнышко на лужок.
Громче-громче, дудочка: «Ду-ду-ду!»
Пляшет солнце с козочкой на лугу!
(Н. Подлесова)

Чистоговорка «Домашние животные»

ТЫ — ТЫ — ТЫ — разноцветные коты
АКИ — АКИ — АКИ — дворовые собаки
АЮТ — АЮТ — АЮТ — собаки охраняют
НЯТА — НЯТА — НЯТА — бегают щенята
НЯТА — НЯТА — НЯТА — спать легли щенята
ОШКА — ОШКА — ОШКА — заботливая кошка
ТЯТА — ТЯТА — ТЯТА — пушистые котята
ТЁНОК — ТЁНОК — ТЁНОК — маленький котёнок
ЗА — ЗА — ЗА — на лугу стоит коза
ЗЫ — ЗЫ — ЗЫ — колокольчик у козы
ЛЯТ — ЛЯТ — ЛЯТ — много беленьких козлят
ЗА — ЗА — ЗА — уходи домой коза
СЯТА — СЯТА — СЯТА — в грязь залезли поросята
СЯТА — СЯТА — СЯТА — смешные поросята
ЖАТА — ЖАТА — ЖАТА — испугались верблюжата
ЛЮД — ЛЮД — ЛЮД — вот один верблюд
СЛЫ — СЛЫ — СЛЫ — упрямые ослы
ОВЬ — ОВЬ — ОВЬ — кролик грызет морковь
ЧАТА — ЧАТА — ЧАТА — ушастые крольчата
ОВА — ОВА — ОВА — рогатая корова
ОВ — ОВ — ОВ — целое стадо быков
КО — КО — КО — корова дает молоко
ЛЯТА — ЛЯТА — ЛЯТА — траву жуют телята
ЛЯТА — ЛЯТА — ЛЯТА — забавные телята
МУ — МУ — МУ — говорит корова «МУ»
АН — АН — АН — на горе стоит баран
НЯТА — НЯТА — НЯТА — кудрявые ягнята
ЦА — ЦА — ЦА — упрямая овца


Пальчиковые игры про домашних животных

Два козлёнка

Как-то раз к кому-то в гости (на обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные)
Шёл козлёнок через мостик, (держим кисти горизонтально, сближаем руки)
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой. (на первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха)
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами — бух! (на слово «бух» — хлопаем в ладоши)
И с моста в водичку — плюх! (роняем руки на колени)

Котята

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят, (покачиваем руками, не разъединяя их)
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых. (постукиваем соответствующими пальцами друг о друга, от большого к мизинцу)

Котёнок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котёнка! (хлопает себя ладошками по щёчкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Поросята

Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков.
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (мизинцы)
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (безымянные)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. («фонарики»)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (средние)
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (указательные)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал, (большие)
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь)

Детки

У мамы кошки есть котёнок, («Кошка» — указательный и мизинец вытянуты и чуть согнуты, средний и безымянный сжаты в кулак)
У мамы козы — козлёнок, («Коза» — указательный и средний)
У собаки есть сынок — («Собака» — выпрямить ладонь, согнуть указательный и отогнуть большой в сторону)
Не собачонок, а щенок! (показываем «Собака» левой рукой)

Домашние животные

Раз, два, три, четыре, пять,
Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)
Самых близких, самых верных —
Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши)
Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке)
Как назовём их?
Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих)
В доме с хозяином дружно живут, (изображаем руками крышу дома над головой)
Значит, домашними все их зовут.

 

Дидактический материал по теме «Домашние животные» 5-7 летДанный материал пригодится для тематических недель: «Сельскохозяйственные профессии», «Планета — наш общий дом», «На зелёном лугу».