Дидактический материал по теме «Весна» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Весна» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Весна» для старшего дошкольного возраста.

Согласно ФОП ДО с детьми старшего дошкольного возраста можно планировать разучивание стихов о весне, пальчиковые игры, привлекать ребят к пересказу коротких рассказов о весенних изменениях в природе, использовать различный дидактический материал по теме «Весна», представленный в статье.


Дидактический материал по теме «Весна» можно использовать при планировании таких тематических недель, как «Весна, перелётные птицы», «Первоцветы», «Природа весной, насекомые», «Весна шагает по планете», «Праздник весны и труда».

Весенние стихи для детей


Кап-кап-кап – звенит капель,
Приближается апрель.
Пробежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки расцветают.
(Н. Нищева)

Каплями забулькав,
Плакала сосулька:
Я хотела сесть повыше,
Я хотела влезть на крышу,
Я ступила на карниз
И боюсь свалиться вниз!
Кап! Кап! Кап!
(Н. Полякова)

Кап, кап, я – капель,
У меня в апреле
На весеннем тепле
Капельки поспели.
Кап, кап – на скамью,
Детям на игрушки,
Кап, кап – воробью
Прямо по макушке!
(М. Борисова)

Шаловливые сосульки
Сели на карниз.
Шаловливые сосульки
Посмотрели вниз.
Посмотрели. Чем заняться?
Стали каплями кидаться.
Целый день идёт трезвон:
Дили-дили, дили-дон!
(Т. Тютюнникова)

Удивительный трам-трам
В первый день весенний,
Заглянул он к нам,
Напевая песенку:
Трам! Трам! Трам!
Мы его спросили:
Из каких вы стран?
Он ответил весело:
Трам! Трам! Трам!
Мы его спросили:
Вы надолго к нам?
Он ответил вежливо:
Трам! Трам! Трам!
Ну а как зовут вас,
Скажете вы нам?
Снова он ответил:
Трам! Трам! Трам!
Мы в недоумении,
Больше ни гу-гу,
Слово «трам» сосулькою
Пишем на снегу.
А потом наоборот
Написали ТРАМ и вот
Догадались сами:
Март шутил над нами.
(Н. Подлесова)

Говорит Весна:
Сестра, уходить тебе пора!
А Зима Весне в ответ:
Нет! Нет! Нет!
Говорит Весна тогда:
Да! Да! Да! Да!
Тают горки во дворах?
Ах! Ах! Ах! Ах!
А на речке треснул лёд?
Вот так! Так вот!
(А. Лойко)

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щёчки, щёчки, щёчки,
А весной на носик ставит
Точки, точки, точки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!
(Е. Алябьева)

Стало солнце пригревать,
Стали капельки стучать.
Капля – раз, капля – два,
Капли медленно сперва.
Поскорее, поскорее,
Всё быстрее и быстрее.
А потом, потом, потом –
Все бегом, бегом, бегом.
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!
(М. Картушина)

Гуси возвращаются
Га-га-га, га-га-га,
Дома стаяли снега,
Понемногу –
В путь-дорогу!
Ох, дорога нелегка!
Га-га-га, га-га-га,
Облетаем облака.
Выше! Ниже!
Вижу! Вижу!
Вон знакомая река!
Над просторами долин
Развернись, гусиный клин!
– Мы вернулись!
Мы вернулись!
Мы родной земли коснулись!
(А. Матутис)

Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ
Салютовать весне.
Приказ черёмухе цвести,
Крапиве быть не злой.
Дождю дорожки подмести
Серебряной метлой.
Чтоб каждый кустик был певуч
Всем птицам звонче петь,
А солнцу выйти из-за туч
И веселее греть.
(З. Александрова)


Развивающие игры по теме «Весна»

Игра «Без чего не может быть весны?»

Цель игры: упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.
Ход игры: воспитатель предлагает продолжить предложения:
Весна не может быть без … (яркого солнца)
Весна не может быть без … (луж)
Весна не может быть без … (ручейков)
Весна не может быть без … (майских жуков)
Весна не может быть без … (проталин)
Весна не может быть без … (капели)
Весна не может быть без … (подснежников) и т.д.

Игра «Льдина»

Для игры нужно разрезать лист ватмана на части и разложить эти части на полу. Воспитатель сообщает детям, что льдина раскололась, и предлагает им сложить её из кусочков, чтобы она снова стала целой.

Самомассаж «Дождик»

Ребята постукивают пальцами по соответствующим частям тела.
Дождик капает немножко
И на ручки, и на ножки.
На головку – кап-кап!
И на ушки – кап-кап!
Нам на щёчки – кап-кап!
И на носик – кап-кап!
Нам на плечи – кап-кап!
И на грудь нам – кап-кап!
На животик – кап-кап!
На коленки – кап-кап!
Намочил он нас водой.
Что за дождик озорной!

Игра «Почки, листики, цветочки»

Когда воспитатель произносит слово «почки», дети должны показать кулачки, когда слово «листики» – должны показать ладошки со сжатыми пальцами, а когда слово «цветочки» – должны растопырить пальцы. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.

Игра «Весенние слова»

Воспитатель произносит слова, связанные с разными временами года. Если слово относится не к весне (капель, ручей, подснежник, проталина, верба, гнездо, одуванчик, ледоход, половодье и др.), а к другим временам года, дети должны хлопать в ладоши.

Весенние физкультминутки для детей 5-7 лет

Физкультминутка «Пришла весна»

Улыбаются все люди – весна, весна, весна! (дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду – красна, красна, красна. (делают ритмичные повороты туловища)
По лугу, лесу и полянке – идёт, идёт, идёт. (ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться – зовёт, зовёт, зовёт. (взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно – звенит, звенит, звенит. (ритмично щёлкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит. (потирают ладони)
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов. (делают из пальцев бутон)
И все живое сразу слышит весенний этот зов! (ритмично сжимают и разжимают пальцы)

Физкультминутка «Весенний ледоход»

Выполняются движения в соответствии с текстом.
К нам весна-красна идёт,
Тает, тает в речке лёд!
Всё теплей, теплей погода
До начала ледохода. (поднимаем руки вверх и опускаем через стороны)
Что шумит там, вдалеке?
Что случилось на реке?
Лёд трещит, ломается,
Льдины появляются. (выставляем руки перед собой и делаем наклоны вперёд)
Льдины по реке поплыли,
О зиме они забыли
И на помощь не зовут,
Льдины в море уплывут. (делаем руками перед собой волнообразные движения)

Физкультминутка «Подснежники»

Видим мы подснежники –
Маленькие нежные.
Из-под снега вырастают, (приседаем)
Нам головками кивают. (киваем головой)
Дунул ветер на цветочки, (показываем)
Задрожали лепесточки. (трясём кистями рук)
Вы, цветочки, не дрожите, (качаем головой)
Выше голову держите. (поднимаем голову)
Из-за тучки солнце выйдет –
Вас согреет, не обидит. (поднимаем руки вверх)
Завтра мы пойдём гулять (шагаем на месте)
И увидимся опять! (разводим руки в стороны)

Физкультминутка «Дерево»

На деревьях зреют почки,
Будут листья и цветочки. (показываем кулачки)
Ветер дует, задувает,
Ветер веточки качает. (выставляем руки перед собой и качаемся)
Солнце веточки нагреет,
Всё вокруг зазеленеет. (поднимаем руки вверх и опускаем их через стороны)
Вдруг раскроются все почки,
И появятся листочки! (выставляем кулачки и разжимаем их)

Народные весенние заклички


Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший.
************************************
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
************************************
Всё теплей и теплей,
Поднимайся пар с полей!
Снежная тай пелена,
Приходи скорей, весна!
************************************
Ты приди, Весна – веснянка,
Выходи к нам на полянку!
Дружно, дружно, всем народом,
Мы пройдёмся хороводом.
Песни, пляски заведём,
Игры разные начнём…
Не дадим Весне скучать,
Будем праздник отмечать!
************************************
Весна, приди, три угодья принеси!
Первое угодье –
В лугах половодье!
Второе угодье –
Солнце на подворье!
Третье угодье –
Зелёное раздолье!
************************************
Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март
Солнцу рад;
Апрель, апрель –
Откроет дверь;
Май, май –
Сколько хошь гуляй!
Аy, ау, аукаем!
************************************
– Весна, где была?
– В лесу зимовала,
Огород городила,
Краски заводила,
Зорю величала,
Солнышко встречала!
************************************
Везёт, везёт Весна,
Везёт ,везёт Красна,
Ясные денёчки,
Частые дождички,
Зелёные травы,
Красные цветы,
Тёплые деньки!
С моря – окияна,
С острова Буяна.
************************************


Русские народные весенние игры для детей

Игра «Первоцвет»

Играющие ставят на землю сосуд (кувшин, горшок и т.д.). Затем они садятся вокруг него и закладывают руки за спину. Один из игроков изображает садовника. Он ходит позади сидящих детей с цветами. Все поют:
Цвет-цвет, первоцвет,
Собирается букет.
Людочка несёт незабудочку,
Филимончик – колокольчик,
Игорек – василёк,
Наташка – ромашку,
Макарчик – одуванчик.
Ни говори, ни «да» ни «нет»,
А неси цветы в букет!
Во время исполнения песенного припева садовник кладёт в руки нескольким детям по одному цветку. Потом командует: «Раз, два, забегай! Букет собирай!». Дети с цветами встают и бегут вокруг сидящих участников, возвращаются к местам, где раньше находились, и через эти проходы входят в круг. Кто из игроков первым кладёт цветок в сосуд, тот собирает у остальных цветы и становится хозяином букета.

Хоровод «Весняночка»

Выбирают девочку на роль Весняночки. Вокруг неё парами идут в одну сторону – «по солнцу» и поют:
Ты заря ль моя,
Заря-зоренька,
Заря вечерняя,
Игра весенняя!
Вокруг солнца
Лучи ясные.
Вокруг месяца
Звёзды частые.
Да у солнышка –
Лучи до земли.
А у Весны –
Деньки красны!
Весняночку зовут:
Через быстрые реки белой лебедушкой переплыви!
Через тёмные леса быстрой куницей перебеги!
Через высокие горы сизой голубкой перелети!
Игроки, идущие по кругу парами, выстраивают из двух рядов проход. В него входит Весняночка. С ней переговариваются:
– Весняночка-Весна,
Как ты к нам пришла?
– Шла я лесом – лютым зверем,
Брела полем – буйным ветром,
Плыла морем – рыбой щукой,
Пришла к селу – чёрной тучей,
Вошла в село – частым дождём,
Зашла на подворье – красным солнцем,
Поднялась на крыльцо – светлым месяцем,
Вступила в светлицу – ясной зарёю,
Села за стол – царицей молодою!

Народная игра «Идёт матушка Весна»

Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх. Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:
Отворяйте ворота
Идёт матушка Весна!
Первым март прошёл,
Всех детей провёл!
А за ним апрель
Отворил нам дверь!
А за ним и май, сколько хошь гуляй,
Сколько хошь гуляй, только не зевай!
С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Потом можно выбрать новые «ворота» и начать игру сначала.

Народная игра «Грачи летят»

Дети встают в круг или произвольно располагаются на площадке, но обязательно так, чтобы видеть и слышать взрослого ведущего. Взрослый ведущий говорит:
«Грачи летят,
На всю Русь трубят:
Гу-гу-гу,
Мы несём весну!».
Все дети кричат хором: «Летят! Летят!».
Ведущий продолжает:
«Журавли летят,
На всю Русь трубят:
Гу-гу-гу,
Мы несём весну!».
Дети опять кричат: «Летят! Летят!» и размахивают руками.
Так же летят пчёлы, комары и т.д.
А потом водящий говорит:
Поросята летят,
На всю Русь трубят:
Гу-гу-гу,
Мы несём весну!
Кто из детей ошибётся и закричит «Летят!» или замашет руками – выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

Народная игра «Перепрыгни ручей»

На асфальте рисуют ручей. Дети встают вдоль берега в затылок друг другу. Поют песенку:
Побежал родничок,
Золотой рожок!
Побежал ключевой,
Побежал снеговой,
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам!
У-ух!
На слове «У-ух!» дети перепрыгивают через ручей боком. Вернее, пытаются перепрыгнуть, ведь соседи стараются друг другу помешать. Кто оказался на другом берегу – молодец, а кто промочил ноги – проиграл.

Подвижная русская народная игра «Пчёлки и ласточка»

Играющие дети – «пчёлки» сидят на корточках. «Ласточка» – в своём гнезде. «Пчёлки» (сидят на поляне и напевают):
Пчёлки летают, медок собирают!
Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!
Ласточка: – Ласточка летает, пчёлок поймает.
Вылетает и ловит «пчёл». Пойманный становится «ласточкой».

Русская народная игра «Горелки»

Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов от играющих проводится линия. Один из играющих, ловящий, становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
После слова «беги, как огонь» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь схватиться за руки раньше ловящего. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успевают встретиться и соединить руки. Если ловящему это удаётся сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары ребёнок становится ловящим. Если же ловящему не удаётся поймать кого-нибудь из пары, он остаётся в той же роли. Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Воспитатель следит, чтобы дети не выбегали из колонны раньше слова «беги». Бегущие должны соединиться в пару впереди черты, на которой стоит ловящий. Нельзя возвращаться в колонну, не соединившись в пару.

Хороводная игра: «На лужайке поутру»

Дети ведут хоровод, проговаривая при этом слова:
На лужайке поутру мы затеяли игру. (идут по кругу)
Я – подснежник,
Ты – вьюнок,
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире. (делают 4 шага назад, расширяют круг)
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки. (бегут по кругу)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. (раздвигают круг)
Становитесь в круг опять,
Будем в солнышко играть. (смыкают и идут по кругу)
Мы – весёлые лучи, (тянутся на цыпочках, руки вверх)
Мы – резвы и горячи. (прыгают на носочках, руки на поясе)

Весенние пальчиковые игры для старших дошкольников

Пальчиковая игра «Весна»

К нам весна лишь заглянула, (потянуть руки вперёд)
В снег ладошку окунула. (руки согнуты в локтях, «окунуть» ладошки то тыльной, то лицевой стороной)
И расцвёл там нежный (руки от локтей до запястий соединить, кисти сложить в форме цветка)
Маленький подснежник! (пальцы раскрываются, словно подснежник)

Пальчиковая игра «Весна пришла!»

Ура! Весна уже пришла, (хлопаем в ладоши)
Капель на улице слышна. (взмахиваем кистями рук по очереди)
Кап-кап, кап-кап, (стучим указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки)
Кар-кар и чик-чирик – (ритмично соединяем большой палец с четырьмя остальными, сложенными щепотью – клюв)
Весенний шум и гам и крик. (хлопаем в ладоши)

Пальчиковая игра «Цветок»

Нежный цветок появился в лесу, (из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «цветок»)
Первым встречает он солнце, весну. («солнышко» из обеих рук)
Утром весенним раскрыл лепестки, (соответственно)
В мягкой землице его корешки. (соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз)

Пальчиковая игра «Цвет весны»

На дворе стоит весна! (хлопаем в ладоши в такт)
После зимней лютой стужи («ёжимся» – холодно – гладим себя от локтя к плечу)
Просыпается от сна (ручки под щёчку)
Вся природа. (руки в стороны и смотрим влево и вправо)
Даже лужи (грозим пальчиком и головой показываем – «нет-нет»)
Не покроет лёд за ночь,
Гонит солнце зиму прочь! (показываем «солнышки» – руки вверх пальчики широко расставлены)
Набухают соком почки, (ладони и запястья рук вместе, медленно округляем пальчики – показываем, как набухают почки)
И зелёные листочки (запястья рук вместе, пальцы в стороны, двигаем пальчиками)
Скоро в струях ветерка
Заиграют! А пока… (руки на уровне груди – показываем солнышки — цветочки)
Цвета солнца у реки
Появились огоньки!
Всё! Закончились морозы! (хлопаем в ладоши)
Распускаются мимозы!
(В. Косовицкий)