Дидактический материал по теме «Детский сад. Дружба» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Детский сад. Дружба» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Детский сад. Дружба» для старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по формированию дружеских отношений между детьми, расширению представлений о детском саде. Воспитатель подбирает различные коммуникативные игры и упражнения, стихи, имитационные упражнения и другой дидактический материал по теме «Детский сад. Дружба», представленный в статье.


Дидактический материал по теме «Детский сад. Дружба» пригодиться при планировании таких тематических недель, как «День защиты детей», «До свидания, детский сад», «Дружба, День народного единства», «Дети разных стран — друзья», «Праздник дружбы».

Физкультминутки и подвижные игры

Физкультминутка «В понедельник»

В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник — рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (дети садятся на корточки, руки под щёку — засыпают)

Подвижная игра «Великаны и гномы»

Водящий (чаще всего взрослый) объясняет ребятам, что он может произносить только слова «великаны» и «гномы». При слове «великаны», все должны подняться на носки и поднять руки. А при слове «гномы», все должны присесть пониже. Тот, кто ошибается — выбывает из игры.
Конечно, водящий хочет добиться, чтобы игроки ошибались. Для этого он вначале произносит слова «великаны!» громко и басом, а «гномы» — тихим писклявым шёпотом. А потом, в какой-то момент — наоборот. Или произнося «великаны», водящий приседает, а говоря «гномы» — поднимается на носочки.
Темп игры всё ускоряется и все игроки постепенно выбывают. Последний игрок, который не разу не ошибся, становится водящим.

Подвижная игра «Клеевой ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

  1. Подняться и сойти со стула.
  2. Проползти под столом.
  3. Обогнуть «широкое озеро».
  4. Пробраться через «дремучий лес».
  5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Имитационная игра «Идут животные»

Цель: развивать речевое внимание детей.
Ход: воспитатель делит детей на четыре группы — это слоны, медведи, поросята и ежи.
Воспитатель: Идут слоны, они топают ногами очень громко (дети громко произносят звукосочетание «топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза).
— Идут медведи, они топают потише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного потише).
— Идут поросята, они топают ещё тише…
— Идут ёжики, они топают очень тихо…
— Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).
Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.

Игра-стих «Кошки-мышки»

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:
Эта ручка — Мышка,
Эта ручка — Кошка,
В кошки-мышки поиграть
Можем мы немножко.
Мышка лапками скребёт,
Мышка корочку грызёт.
Кошка это слышит
И крадётся к Мыши.
Мышка, цапнув Кошку,
Убегает в норку.
Кошка все сидит и ждёт:
«Что же Мышка не идёт?».

Коммуникативные игры для старших дошкольников

Коммуникативная игра «Каждой вещи своё место»

Цель: обогащать представления детей о многообразии предметного мира, развивать внимание, память, мышление, воспитывать бережное отношение к вещам, предметам, стремление содержать их в порядке и на своих местах.
Материал: Кукла Маша — растеряша; демонстрационные картинки: шкаф для одежды, шкаф для посуды, шкаф для игрушек; раздаточные картинки: посуда, одежда, игрушки.
Ход: К ребятам приходит Маша — растеряша и рассказывает о своей беде: все вещи у неё растерялись, перепутались. Маша просит ребят помочь найти каждой вещи своё место.

Упражнение «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Воспитатель даёт задания:

  • закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
  • снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
  • ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:
1. Два мальчика поссорились — помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы — попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка — пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга — попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу — познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку — подойди к детям и спроси, не видели ли они её.
7. Ты пришёл в библиотеку — попроси интересующую тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру — попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки — поделись с ним.
10. Ребёнок плачет — успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке — попроси товарища помочь тебе.
12. К тебе пришли гости — познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

Игра «Зеркало»

В эту игру можно играть вдвоём с ребёнком или с несколькими детьми. Ребёнок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребёнок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребёнку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Коммуникативная игра «Лебедь, рак и щука»

Цель: развить внимание ребёнка, улучшить координацию его движений, улучшить коммуникативные способности общения в паре, привить «чувство партнёра».
В игре могут принимать участие двое. Дети, располагаясь спиной к спине, соединившись руками в локтевых суставах должны достать по сигналу ведущего, причём перед каждым стоит дополнительная задача — перетянуть соперника на свою сторону. Воспитатель смотрит чтобы дети не нанесли себе травмы.

Игра «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я — липучка-приставучка, я хочу тебя поймать — будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

Сказки и беседы о дружбе

Сказка «Жадный кармашек»

На платьице у Алёнки жил-был жадный кармашек. Ему нравилось, когда в него что-нибудь клали, и не нравилось, когда вынимали. По его мнению, Алёнка была совсем не бережливая: то даст кому-нибудь свою игрушку, то поделиться чем-нибудь вкусненьким. «Лучше бы всё это в кармашек клала», — думал он. Вот и стал он девочке нашёптывать: «Ты братишке дала своего зайчика, а он тебе взамен ничего не дал! Подружке конфетку дала, а она тебе что? Никому ничего не давай, лучше в кармашек прячь!». Алёнка была хорошей девочкой, очень послушной. Вот и послушалась она своего кармашка и стала делать, как он ей советовал. И стал он толстеть и толстеть, потому что в нём теперь лежала много всяких вещей, но ему всё было мало. Он непременно хотел хранить какие-нибудь необыкновенные сокровища. А у Алёнкиной мамы были красивые бусы. И вот, когда мамы не было дома, он уговорил девочку достать их и спрятать в него. Алёнка подошла к шкафу, подставила стул, на него — табуретку и залезла на самую верхнюю полку. Девочка достала бусы — большие, длинные, красивые. Но они не захотели помещаться в кармашке, он был для них слишком мал. Кармашек растянулся немного, и несколько бусин вошли в него, потом он растянулся ещё, затрещал и порвался! Из него посыпались бусы, конфеты, яблоко, зайчик и ещё много — много всего. Алёнка очень расстроилась. И решила никогда больше не слушаться советов жадных кармашков. А мама, когда пришла домой, отпорола кармашек, а на его место пришила красивый шёлковый цветок.

Беседа по содержанию сказки:
— Почему сказка называется «жадный кармашек»?
— Правильно ли поступила девочка, когда послушала кармашек?
— Почему всё не поместилось в кармашек?
— Как надо было поступить?
— Что такое жадность?
— Как бы вы поступили, если ваш кармашек оказался тоже таким жадным?
— Кого можно назвать жадным?
— Покажите, как вы оцениваете поступок Алёнки, когда она послушала кармашек? (дети показывают кружок-символ коричневого цвета)
— Покажите, как вы оцениваете поступок Алёнки, когда она самостоятельно приняла решение? (кружок жёлтого цвета)

Предложить детям упражнение-тренинг «Как бы ты разделил игрушки». Каждому ребёнку предлагается пять красивых игрушек, их надо разделить.
— Как ты будешь их делить? (себе и другу, себе и другим детям, себе и брату или сестре). Оценить поступки детей. Предложить детям попрощаться и стоя в кругу провести эстафету дружбы: дети берут друг друга за руки и передают воображаемую игрушку. Воспитатель подводит итог: Вы стали ещё добрее, подарили друг другу красивую игрушку. В каждом поселилась ещё одна частичка доброты и тепла. Дети получают от воспитателя по волшебной, красивой звёздочке.

Беседа «Фея учит вежливости»

В процессе беседы воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливого обращения.
— Некоторые дети, — начинает беседу воспитатель, — не знают правил вежливости, как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой. А некоторые знают эти правила, но не выполняют их. Мамам и папам бывает очень обидно, когда их детей называют не воспитанными.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмановой и придумать ему название.

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно — то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
И по целым дням
Ей мама
Про него твердит упрямо:
— Почему
Такой пустяк
Не запомнишь
Ты никак?
Но молчит она как рыба
Вместо каждого… (Спасибо!)

— Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?
— Родители делают всё, чтобы научить своих детей вежливости. Но не у всех родителей это получается. Послушайте, что решили сделать родители, чтобы научить своих детей вежливости.

Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она пообещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и, кто будет их выполнять.
Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щёки у детей становились красными от стыда за свою невежливость.
В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь — «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо».
Когда все дети научились вежливости, их щёки стали обычного цвета. Счастливые родители захотели чем-нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда — ваша радость».
— Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные…)
— Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.
В свободное время можно организовывать игру «Город вежливых». Одним из условий этой игры является использование слов, которые дети усвоили в беседе.

Беседа по рассказу «Урок дружбы»

В ходе беседы педагог напоминает детям о том, что с друзьями надо делиться. Воспитатель читает детям рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского.

… Жили два воробья — Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
— Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
— Не надо… Зачем?.. — стал отмахиваться крылышками Чик.
— Ты нашёл, ты и клюй!
— Но мы же с тобой друзья. — сказал Чирик.
— А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
— Ты, наверное, прав, — ответил Чик. Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зёрнышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал
целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка.
— Почему Чику стало стыдно?
— Почему Чик решил никому не давать пшена из посылки бабушки? (Жалко. Он пожадничал, хотя у него был целый ящик пшена.)
— А как поступил Чирик, когда нашёл десять зернышек? Почему он так поступил? (Он хороший, добрый друг.)
— Почему рассказ называется «Урок дружбы»? — Нарисуйте Чика и Чирика.

Стихи о дружбе и детском саде


«Новичок»

В сад пришёл к нам новичок,
Мы зовём его Молчок:
Он молчит, не ест, не пьёт,
Песен с нами не поёт.
А потом, глядишь, привык:
С нами вместе — скок да прыг.
Говорит, и ест, и пьёт,
И танцует, и поёт…
Он Петрусь, а не Молчок,
Этот мальчик-новичок!
(А. Бродский)

«Подружки»

Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
Только Мишку подержала,
Только с Мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь.
Дам ей Мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!».
(А. Кузнецова)

«В нашем детском саду»

В нашем детском саду — маленькие столики.
В нашем детском саду — голуби и кролики.
В нашем детском саду — песенки и сказки.
В нашем детском саду — кубики и краски.
Мы сидим за столом
И рисуем ёлочку,
Рядом с ёлочкой — дом,
Рядом с домом — тёлочку.
Вот летает птица,
Вот бежит лисица,
У лисицы — рыжий мех.
Чей рисунок лучше всех?
(О. Высотская)

«Новая девочка»

Девочка новая
В детском саду.
К девочке новой
Сейчас подойду.
Зачем ты в сторонке —
Ведь скучно одной.
Вот наши игрушки,
Вот слон заводной.
Вот видишь —
Его я ключом завела,
Сейчас он пройдёт
От стены до стола.
Вот кубики наши,
Мы строим дома.
Ты тоже научишься
Строить сама!
Пойдём, я к ребятам тебя отведу.
Всем девочкам нравится в детском саду.
(Н. Найденова)

«Детский сад»

Мы приходим в детский сад,
Там игрушки стоят.
Паровоз,
Пароход
Дожидаются ребят.
Там картинки на стене
И цветы на окне.
Захочу —
Поскачу
На игрушечном коне!
В этом доме всё для нас —
Сказки, песня и рассказ,
Шумный пляс,
Тихий час, —
В этом доме всё для нас!
Вот какой хороший дом!
В нём растём мы с каждым днём,
А когда
Подрастём,
Вместе в школу пойдем.
(О. Высотская)

«Тихий час»

Ставни закрываются,
Дети раздеваются.
— Тише, тише, тише, птицы,
Вы не пойте под окном!
В тихий час так сладко спится,
Спят ребята крепким сном.
Вы не цокайте, цикады,
Не трещите — цок-цок-цок!
Отдохнуть ребятам надо,
Надо им поспать часок!
Вы не квакайте, лягушки,
Под окошком у ребят!
Здесь кроватки-раскладушки,
Здесь ребята крепко спят.
Ставни открываются
Дети одеваются…
Расскажите, дети, мне,
Что вы видели во сне?
(Е. Тараховская)


Пословицы и поговорки о дружбе


Без беды друга не узнаешь.
Без друга в жизни туго.
Без друга, который потерян, плохо, но плохо и с другом, который неверен.
Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
Бедный знает и друга и недруга.
Был бы друг — будет и досуг.
Будешь работать вместе с друзьями, сердце станет сильным, как у льва.
Бойся обидеть друга и выдать тайну врагу.
Верному другу цены нет.
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
Всякий выбирает себе друга по своему нраву.
Врагу не кланяйся, а для друга — жизни не жалей.
Вода у друга лучше, чем у врага — мёд.
Верный друг лучше сотни слуг.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Друга узнаёшь в беде, а обжору — в еде.
Друга на деньги не купишь.
Дружба — великая сила.
Дружба и братство дороже богатства.
Для дружбы нет расстояния.
Друг познаётся в беде.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Друг научит, а недруг проучит.
Друг в глаза скажет, враг — за спиной бурчит.
Друг — ценный клад, недругу никто не рад.
Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
Знал дружка в радости, не оставляй в горести.
Из-за нового приятеля не теряй старого.
Над другом посмеёшься — над собой поплачешь.
Назвался другом — помогай в беде.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.