Дидактический материал по теме «Цветы» 3-5 лет
Дидактический материал по теме «Цветы» для младшего дошкольного возраста.
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО), педагоги создают условия для формирования экологической культуры детей, помогают дошкольникам осознать себя субъектом природы, показать необходимость сохранения окружающей среды. Воспитатель на прогулке обращает внимание детей на красоту растений: деревьев, кустарников и цветов, используя различные игры и упражнения.
Игры и упражнения по теме «Цветы» можно использовать при планировании таких тематических недель, как «Лето, ах лето!», «Здравствуй, лето», «Лес, луг, сад», а также при организации тематического дня цветов в детском саду (21 июня) для детей младшего дошкольного возраста.
Содержание:
1. Подвижные игры, здоровьесбережение
2. Цветочные физкультминутки
3. Пальчиковые игры по теме «Цветы»
4. Стихи о цветах
5. Речевые и дидактические игры по теме «Цветы»
6. Цветочные загадки
7. Скачать дидактический материал
Подвижные игры, здоровьесбережение
Подвижная игра «Садовник и цветы»
Играющие – цветы находятся на одной стороне площадки, а водящий на противоположной стороне. Приближаясь к цветам, ведущий говорит:
Я иду сорвать цветок,
Из цветов сплести венок.
Цветы отвечают:
Не хотим, чтоб нас срывали,
И венки из нас сплетали.
Мы хотим в саду остаться,
Будут нами любоваться!
С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, ведущий старается их поймать.
Подвижная игра «На цветочной полянке»
В разных углах зала размещаются цветы (жёлтые, красные, розовые, голубые) на «полянке». Каждый ребёнок получает лепесток, и занимает место вокруг цветка соответствующего цвета, присев на корточки.
В поле выросли цветы, (дети медленно встают)
Распустили лепестки. (поднимают свои лепестки вверх)
Вдруг повеял ветерок, (покачивают руками вправо-влево)
Закружился лепесток. (покружились на месте)
Ветерок их оторвёт (разлетелись врассыпную)
И на землю вновь вернёт. (вернулись к своему цветку)
Усложнение: перемещать цветы в разные места, в то время, когда дети бегают по залу. Поменяться детям лепестками и продолжить игру.
Подвижная игра «1-2-3, к цветку беги»
Детям можно предложить изготовленных из киндеров пчёлок или надеть шапочки.
Цветы – карточки или искусственные раскладываются на «полянке».
Также роль цветов могут выполнять дети в изготовленных родителями шапочках – цветах.
Воспитатель говорит:
Дети, вы – пчёлки, вам нужно лететь к названному цветочку – 1-2-3, к ромашке лети, 1-2-3, к колокольчику лети…
Подвижная игра «На лужайке»
Действия выполняются по тексту.
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.
Игровая гимнастика для цветов
Дети становятся цветами. Сначала они делают гимнастику для «корешков»: топают ножками, приседают, поднимают ножки вперёд. Затем гимнастику для «стебельков»: вытягивают руки к небу, раскачиваются на ветерке, наклоняются, приветствуя добрых путников. Дальше «цветочки» делают гимнастику для «листиков»: опускают и поднимают руки, наклоняют руки вправо-влево, хлопают в ладоши. И, наконец, делают гимнастику для «цветочков»: раскрывают и закрывают ладошки, делают «фонарики» сжимают и разжимают пальцы.
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
В яркий солнечный денёк
Золотой расцвёл цветок.
Дует лёгкий ветерок – закачался наш цветок.
Сильный ветер дует – лепестки волнует. (дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков)
Белым шариком пушистым
Красовался в поле чистом, на него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка. (затем дуют на ватку – «одуванчик» не раздувая щёк)
Общеразвивающие упражнения по теме «Цветы»
1. Цветочки ото сна проснулись и прямо к солнцу потянулись.
И. п. основная стойка, цветы перед грудью.
1 – руки с цветами вверх и подняться на носочки.
2 – вернуться в и. п.
2. Вдруг подул ветерок, наклонил наш стебелек. В одну сторону, в другую сторону.
И. п. ноги на ширине плеч, цветы над головой.
1 – наклон туловища вправо (влево).
2 – вернуться в и. п.
3. Ветерок не утихает, стебелёк назад наклоняет.
И. п. основная стойка, цветы отпущены вниз.
1 – руки с цветами поднять вверх, отвести назад правую (левую) ногу.
2 – вернуться в и. п.
4. Наши нежные цветки наклонились до земли. (наклоны)
И. п. ноги на ширине плеч, руки перед грудью.
1 – наклониться вниз, коснуться цветами пола.
2 – вернуться в и. п.
4. Аккуратнее приседаем и цветочки не роняем (приседание)
И. п. основная стойка, руки опущены вниз.
1 – присесть на носочки, прямые руки вытянуть вперёд.
2 – вернуться в и. п.
5. На поляну дети сели и на ножки посмотрели. Ноги вместе, спину выпрямили, цветы перед грудью. Стебель наклони до носочка ты слегка вот зарядка для цветка.
И. п. сидя на полу, ноги вместе, цветы перед грудью.
1 – наклоны туловища вперёд, коснуться цветами носочков ног.
2 – вернуться в и. п.
6. Вот цветочки все устали лепестки позакрывали.
И. п. сидя на полу, ноги вместе цветы на коленях.
1 – ноги согнуть в коленях, подтянуть их к груди обхватив колени руками.
2 – вернуться в и. п.
Цветочные физкультминутки
Физкультминутка «На лужайке поутру»
На лужайке поутру мы затеяли игру.
Ты – ромашка, я – вьюнок.
Становитесь в наш венок. (взялись за руки, построились в круг)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире! (ходьба по кругу)
А теперь мы – ручейки,
Побежим вперегонки. (бег по кругу)
Прямо к озеру спешим,
Станем озером большим. (ходьба по кругу)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире! (ходьба по кругу)
Мы – весёлые лучи,
Мы резвы и горячи. (прыжки на месте)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигаем круг пошире! (ходьба по кругу)
Физкультминутка «Во дворе растёт подсолнух»
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (встать на одну ногу, потянуть руки вверх)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (встать на другую ногу, потянуть руки вверх)
Вертим ручками по кругу. (вращение прямых рук вперёд и назад)
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот.
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (дети садятся)
Имитационное упражнение «Выросли»
Дети приседают, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов.
1-2-3 – выросли цветы! (дети поднимаются медленно, вытягивают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальчиками – бутоны раскрылись)
К солнцу потянулись высоко, (на носочки)
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебельки покачал (ребёнок «ветер» пробегает среди детей)
Влево качнулись – низко пригнулись,
Вправо качнулись – низко пригнулись (движения по тексту)
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут,
Детям радость принесут! («ветерок» убегает)
Физкультминутка «Мы цветы в саду сажаем»
Мы цветы в саду сажаем, (ладошку левой руки сложить в горсть, правой взять «семя», опускать вниз)
Их из лейки поливаем. (имитировать движение «полив из лейки»)
Пальчиковые игры по теме «Цветы»
Пальчиковая игра «Цветок»
Утром рано он закрыт. (ладони соединить перед собой)
Но к полудню ближе,
Раскрывает лепестки, (плавно развести поочерёдно пальцы)
Красоту их вижу.
К вечеру цветок опять (поочерёдно сомкнуть пальцы)
Закрывает венчик.
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик. (кисти рук положить под щёку)
Пальчиковая игра «Алые цветки»
Наши алые цветки
Открывают лепестки. (разжать пальцы)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (пошевелить пальчиками)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки. (пальцы сжать в кулачок)
Головой качают,
Тихо засыпают. (покачивание кулачками)
Пальчиковая гимнастика «Колокольчики»
В прятки пальчики играют (сжимать и разжимать пальцы рук)
И головки убирают, (открывать и закрывать глаза)
Словно синие цветки,
Распускают лепестки (сводить и разводить пальцы «веером»)
Наверху качаются,
Низко наклоняются. (качание и наклоны кистей вправо-влево)
Колокольчик голубой
Поклонился, повернулся
К нам с тобой. (круговые движения кистями)
Колокольчики-цветы
Очень вежливы, а ты? (повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол)
Стихи о цветах
«Если ты сорвёшь цветок»
Если ты сорвёшь цветок,
Если все и, я и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Нет, не будем рвать цветы,
Не погубим красоты!
(Т. Струкова)
«Одуванчик»
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице,
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
(Е. Серова)
«Мать-и-мачеха»
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелёк.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки,
На зелёных стебельках –
Круглые комочки.
(Н. Нищева)
«Ромашка»
На ромашку, как на балерину,
Издали любуется лесок.
У неё на лепестки накинут
Паутинки лёгкий волосок.
Ветер листья гонит по дорожке,
Вянут травы – осень настаёт.
Лишь ромашка на упругой ножке
Кружится, танцует и – цветёт.
(Т. Белозёров)
«Фиалка»
На солнечной опушке
Фиалка расцвела –
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперёд,
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмёт.
(Е. Серова)
«Василёк»
Как чиста в колхозе рожь –
Василёк едва найдёшь.
Всем бы ты, цветок, хорош,
Но зачем ты портишь рожь?
Приходи-ка лучше в сад,
Вот обрадуешь ребят!
(Е. Серова)
«Астры»
Солнце в небе удивилось:
– Что за чудо приключилось,
Может, звёздочки зажгли?
Это астры расцвели!
Вся земля – ковёр нарядный –
Яркий, красочный, парадный.
Шапки пёстрые цветут,
Словно праздничный салют.
Сто оттенков и сортов
Этих радостных цветов:
Розовые, красные –
Самые прекрасные!
(Т. Лаврова)
«Ромашки»
В центре клумбы, у Наташки,
Расцвели цветы – ромашки.
Целый день красуются,
Платьями любуются.
Как большое блюдечко
Беленькая юбочка.
Ярко-жёлтый колпачок,
Да зелёный башмачок.
Я гадаю на ромашке
И Серёжке, и Наташке.
Очень славно погадали:
Все ромашки оборвали.
(Т. Лаврова)
«Георгин»
Рос в саду цветок один –
Яркий, пышный георгин.
Он в балетной пачке новой
Весь изысканный, лиловый.
Сладкий, солнечный, живой
Пчёл над ним кружится рой.
Жук мохнатый прилетел,
На листок зелёный сел.
Бабочке-красавице
Георгин понравился.
Все в цветке души не чают:
Он нектаром угощает.
(Т. Лаврова)
«Лилия»
Лилия-красавица
Всем в округе нравится.
Вот – румяна, словно зорька,
В этой – солнечные дольки,
Эта – нежная невеста:
Так бела, чиста, прелестна!
Лепесточки раскрывает.
Пчёл нектаром угощает.
(Т. Лаврова)
«Ирис»
В огороде вырос
Долговязый ирис.
Мы понюхали, лизнули
Даже внутрь заглянули!
Ну, и где ириска?
Нет её и близко!
(А. Алферова)
«Колокольчик»
Что за странный гул и звон
Раздаётся за окном?
Так заливисто хохочет
Бело-синий колокольчик!
Если солнышко печёт,
Песню тихо он поёт.
Сильный ветер налетает –
Песню громко запевает.
Подарю букет весёлый
Всем друзьям, идущим в школу.
Пусть несут во все концы
Колокольцы – бубенцы.
(Т. Лаврова)
«Колокольчики мои, цветики степные»
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
(А. Толстой)
«Ромашка»
Белые ромашки-сестрички,
У ромашек белые реснички.
Пляшут среди летнего луга.
До чего похожи друг на друга!
Мальчик-ветер в дудочку дует,
Он с ромашками польку танцует.
Потанцует, улетит ветер:
Мало ли ромашек на свете!
(Ф. Грубин)
Речевые и дидактические игры по теме «Цветы»
Дидактическая игра «Три цветка»
Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом).
Ход игры: воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных полевых цветков. Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат.
Например: колокольчик лежит между ромашкой и одуванчиком.
Или: василёк – справа от колокольчика и слева от незабудки и т.д.
За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.
Игра «Букет»
Цели: развивать грамматический строй речи (согласование существительного с числительным), активизировать словарный запас по теме, развивать связную речь.
Ход: воспитатель читает текст, показывая в ходе рассказа картинку с изображением соответствующего цветка, дети дополняют рассказ. Затем воспитатель читает дополненный текст второй раз, а дети пересказывают.
Как-то летом Дашенька пошла гулять с подружками. Девочки набрели на полянку, полную самых разных цветов. Чего здесь только не было: и ромашки, и незабудки, и васильки… Девочки плели из цветов венки, а Даша решила собрать букет для бабушки. Букет получился красивым и пышным. В нём были: три… (василька), пять… (ромашек), четыре… (незабудки), два… (мака) и семь… (колокольчиков).
(С. Чешева, И. Михеева)
Упражнение «Один – много»
Цель: учить образовывать существительные множественного числа.
Оборудование: мяч.
Ход: педагог называет название цветка в единственном числе и бросает каждому ребёнку по очереди мяч. Ребёнок называет соответствующее существительное во множественном числе и возвращает мяч:
одуванчик – одуванчики, василёк – васильки и т.д.
Упражнение «Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход: педагог называет какое-нибудь название цветка и бросает мяч каждому ребёнку по очереди. Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому: ромашка – ромашечка, тюльпан – тюльпанчик, роза – розочка.
Дидактическая игра «Собери ковёр из цветов»
Цель: развитие сенсорного восприятия, творческих способностей, мелкой моторики.
Игровой материал: силуэты ковра с цветами, вырезанные части цветов, листьев.
Ход игры: воспитатель раскладывает перед ребёнком готовый силуэт ковра из цветов, вырезанные части цветов, листьев.
Воспитатель предлагает ребёнку, рассмотреть ковёр из цветов на готовом силуэте и собрать такой же ковёр из цветов.
Эти же цветы можно использовать в задании на повтор последовательности, изготовлении гирлянды из цветов.
Цветочные загадки
Из них плетут венки,
На праздники дарят,
Как их называют? (Цветы)
Пчёлы кружатся над ними,
Собирают с них нектар,
И тем самым опыляют,
Получая урожай! (Цветы)
Они разные бывают,
И оттенков, да и форм,
Но цветением своим,
Вызывают лишь восторг! (Цветы)
Из них букеты собирают,
На Дне рождения вручают,
И залы, холлы украшают,
Как красоту ту называют? (Цветами)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом,
Дунул лёгкий ветерок –
И остался стебелёк. (Одуванчик)
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (Ландыш)
Вдоль дороги у межи
В золотистой спелой ржи
Словно синенький глазок,
Смотрит в небо … (Василек)
Первым вылез из земли
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слезы
Тех, кто рвёт руками … (Розы)
Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое? (Ромашка)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка (Одуванчик)
Стоит малый в шляпке алой,
И пригожий, и удалый.
Но недолог алый цвет:
Ветер дунул – шляпы нет. (Мак)
Кто живёт весной
С жёлтой головой?
Солнце ярче светит –
Голова белеет,
Ветер налетает –
Пух с неё срывает. (Одуванчик)
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Звонким названием он наделён
Посмотришь – подходит название это,
Но никогда нам не слышался звон
Из голубого лесного букета. (Колокольчик)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь,
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
Я похож на ромашку,
Только в жёлтенькой рубашке,
Я на клумбе невысок,
Называюсь … (Ноготок)
Он стоит на ножке длинной,
Будто в пачке балерина.
Как букет, цветок один –
Тёмно-красный … (Георгин)
На лугу и в поле
Мы её встречаем,
Лепесточки белые
Мы на ней считаем.
Сердцевинка жёлтая
У цветка того,
Будто крошка-солнышко
Забралось в него. (Ромашка)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)
Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
Под сугробом он растёт,
Снеговую воду пьёт. (Подснежник)
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями. (Гвоздики)
Если я отправлюсь в путь,
Он посмотрит на меня
И шепнет мне: «Не забудь
Про родимые края!»
Голубой цветочек хрупкий,
Он зовется … (Незабудкой)
Пушистый цветок
Качнул ветерок.
Ой!
И шапка долой. (Одуванчик)