Дидактический материал по теме «Домашние животные» 3-5 лет

Дидактический материал по теме «Домашние животные» 3-5 лет

Дидактический материал по теме «Домашние животные» для младшего дошкольного возраста.

Знакомить детей с домашними животными можно во время рассматривания иллюстраций и сюжетных картинок, применяя художественное слово, малые фольклорные формы и другой дидактический материал по теме «Домашние животные».


Дидактический материал по теме «Домашние животные» поможет педагогам спланировать такие недели, как «Домашние животные», «Домашние животные, закрепление», «На ферме».

Самомассажные упражнения по теме «Дикие животные»

Самомассаж «Блины»

Ой, лады! Ой, лады! (дети хлопают сверху по левой, а затем по правой руке)
Мы блинов напекли!
Первый дадим зайке, (массируют большой палец)
Зайке-попрыгайке.
А второй лисичке, (массируют указательный палец)
Рыженькой сестричке.
Третий дадим мишке, (массируют средний палец)
Бурому братишке.
Блин четвёртый — котику, (массируют указательный палец)
Котику с усами,
Пятый блин поджарим (массируют мизинец)
И съедим мы сами!

Самомассаж «Петушок»

Раз и два! Раз и два! (тереть ладони друг о друга)
Начинается игра.
Красим крылья и живот, (поглаживать ладонями руки, живот, грудь, поясницу, ноги, голову)
Красим грудочку и хвост,
Красим спину,
Красим ножки,
Красим гребешок немножко.
Вот какой стал петушок, (поставить руки на пояс, горделиво выпрямиться)
Ярко-красный гребешок. (сделать несколько полуоборотов влево — вправо)

Самомассаж «Котик»

Котик лапкой умывается, (гладят щёки)
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, (трут ладонью носик)
Вымыл ротик, (проводят пальцем по губам)
Вымыл ухо, (поглаживают одно ухо, затем другое)
Вытер сухо.
Котик лапкой умывается, (поглаживают грудь)
К детям в гости собирается.

Физкультминутки для младших дошкольников

Физкультминутка «Вышли мышки»

Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперёд в колонне)
Поглядеть, который час. (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами)
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши)
Мышки дёрнули за гири. (руки вверх и приседание с опусканием рук, «дернули за гири»)
Вдруг раздался страшный звон, (хлопки перед собой)
Убежали мышки вон. (бег на месте или к своему месту)

Физкультминутка «Хомка-хомка, хомячок»

Дети имитируют все движения хомячка.
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

Физкультминутка «Бегал по двору щеночек»

Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперёд, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

Физкультминутка «Вышла кошка на карниз»

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.

Физкультминутка «Хитрый кот»

Хитрый кот по дому рыщет, (кот ходит по коврику)
Мышку маленькую ищет (дети стоят на коврике)
Мышка в подполе живёт, (дети присаживаются на корточки и «скребут» по коврику)
Тихо досочки скребёт.
Не поймает котик (дети встают на ноги, грозят пальчиком коту и убегают, а кот их догоняет)
Мышеньку за хвостик!

Физкультминутка «Кролики»

Мы на ферме побывали (дети идут по кругу, держатся за руки)
Белых кроликов видали.
Шустренькие кролики (бегают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков)
То ложились, (ложатся)
То кружились (кружатся)
В проволочном домике.
Лапками стучали (хлопают в ладоши)
Весело пищали. (топают ногами)
Мы зверькам (идут по кругу, взявшись за руки)
Не травки жёсткой —
Клеверу достанем…
Вырастайте (прыгают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков)
С нежной шёрсткой,
С круглыми хвостами.

Физкультминутка «Раз-два — шли утята»

Раз-два — шли утята, (шагаем на месте)
Три-четыре — шли домой. (прыжки на месте)
Вслед за ними плёлся пятый, (хлопаем в ладоши)
Впереди бежал шестой, (топаем ногами)
А седьмой отстал от всех — (шагаем на месте)
Испугался, закричал: (хлопаем в ладоши)
— Где вы, где вы? (прыжки на месте)
— Не кричи, мы тут рядом, поищи! (топаем ногами)

Физкультминутка «Гости»

Как у кисы в гостях (бег на носочках)
Два цыплёнка в лаптях,
Петушок в сапожках (ходьба с высоким подниманием колена)
Курочка в серёжках (ходьба на пятках)
Селезень в кафтане (дробный шаг)
Утка в сарафане. (ходьба вперевалочку)

Имитационные упражнения

Имитационное упражнение «Кошка»

Вы со мной знакомы близко (дети идут по кругу на носочках, крадучись)
Я — приветливая киска. (останавливаются, лицом в круг)
Кверху — кисточки на ушках, (делают «ушки» из ладошек, «коготочки» из пальчиков)
Когти спрятаны в подушках.
В темноте я зорко вижу, (вновь идут по кругу, крадучись)
Понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно — (останавливаются, встают лицом в круг, показывают «коготочки»)
Я царапаюсь ужасно.

Имитационное упражнение «Козочка»

Я козочка Ме-ке-ке, (дети идут по кругу)
Я гуляю на лужке.
Острые рожки, (показывают «рожки»)
Тонкие ножки, (топают ножками)
На самой макушке
Бархатные ушки, (показывают ушки)
Язык полотняный, (показывают язык «лопаткой»)
Хвостик конопляный, (показывают рукой хвостик сзади)
Как прыгну, (подпрыгивают, «бодаются»)
Сразу забодаю.

Имитационное упражнение «Утром встал гусак на лапки»

Утром встал гусак на лапки, (потянулись, руки вверх — вдох-выдох)
Приготовился к зарядке. (рывки рук перед грудью)
Повернулся влево, вправо, (повороты влево-вправо)
Приседанье сделал справно, (приседания)
Клювиком почистил пух, (наклоны головы влево-вправо)
Поскорее в воду — плюх! (присели)

Имитационное упражнение «Скачет лягушонок»

Скачет лягушонок, (хлопаем в ладоши)
Ква-ква-ква! (прыжки на месте)
Плавает утёнок, (хлопаем в ладоши)
Кря-кря-кря! (руки к груди — в стороны)
Прыгает козлёнок, (хлопаем в ладоши)
Ме-ме-ме! (руки на поясе, наклон вперёд, повороты головы влево-вправо)
А за ним ягнёнок, (хлопаем в ладоши)
Бе-бе-бе! (приседаем)
Вот мы на зарядке, (хлопаем в ладоши)
Раз-два-три! (прыжки на месте)
Утром на площадке, (хлопаем в ладоши)
Раз-два-три! (ходьба на месте)
Все вокруг стараются, (хлопаем в ладоши)
Спортом занимаются! (прыжки на месте)

Дыхательные упражнения по теме «Домашние животные»

Кошка мяукает

И.п.: о.с. 1 — перебирать «лапками» перед собой (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Мяу-мяу! Мяу-мяу!». Повторить 2-3 раза.

Кошка засыпает

И.п.: сидя на стуле. 1 — положить ладони под правую щёку (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Мр-р-р! М-р-р!»; 3 — положить ладошки под левую щёку (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Мр-р-р! Мр-р-р!». Повторить 2-3 раза.

Кошка сердится

И.п.: стоя на четвереньках. 1 — выгнуть спину (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Фр-р-р! Фр-р-р!». Повторить 3-4 раза.

Кошка ловит мышку

И.п.: о.с. 1 — делать хватательные движения руками (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Цап-царап! Цап-царап!». Повторить 3-4 раза.

Кошка и котенок

И.п.: о.с. 1 — вдох носом; 2 — на выдохе произносить громко, низким голосом: «Мяу-мяу!»; 3 — вдох носом; 4 — на выдохе произносить тихо, высоким голосом: «Мяу-мяу!». Повторить 2-3 раза.

Собака лает

И.п.: о.с. 1 — вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Ав-ав- ав! Ав-ав-ав!». Повторить 3-4 раза.

Собака рычит

И.п.: о.с. 1 — вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Р-р-р! Р-р-р!». Повторить 3-4 раза.

Ослик

И.п.: о.с. 1 — опустить голову вниз, идти на пятках назад (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Иа-иа-иа! Иа-иа-иа!». Повторить 3-4 раза.

Стихи с часто повторяющимися звуками


Та-ра-ра! Та-ра-ра!
Ушли кони со двора!
Две собачки очень строго
Нам сказали у порога:
— Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!
Рано-рано два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!
(Детская потешка)

Баю-бай, баю-бай!
Ты, собачка, не лай!
Белолапа, не скули.
Мою Таню не буди!
(Детская потешка)

Я стройный и красивый,
Я потряхиваю гривой.
И копытами: топ-топ.
А по камню: цок-цок!

Ослик, ослик дорогой,
Рот, пожалуйста, открой,
Затруби и загуди,
Всех лентяев разбуди.
(Английская песенка)

Бу-бу, я рогатый,
Бу-бу, я хвостатый,
Бу-бу, я ушастый,
Бу-бу, очень страшный,
Бу-бу, испугаю,
Бу-бу,забодаю.
(Литовская песенка)

Повстречались два котёнка: «Мяу-мяу!», —
Два щенка: «Гав-гав!», —
Два жеребёнка: «Иго-го!», —
Два козлёнка: «Ме-е-е!», —
Два телёнка: «Му-у-у!»
Смотри, какие рога!
(Детская потешка)

Ранним-рано поутру
Пастушок: ту-ру-ру-ру!
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!».
Ты, коровушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернёшься вечерком,
Нас напоишь молочком.
(Детская потешка)

Кошка хвостиком играла —
Вот так! Вот так!
Веселилась, хохотала —
Вот так! Вот так!
Мячик по полу катала
Вот так! Вот так!
И по комнате скакала —
Вот так! Вот так!
А потом устала кошка —
Вот так! Вот так!
И поплакала немножко —
Вот так! Вот так!
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем кошку утешать.
(Н. Пикулева)

Я козочка Ме-ке-ке,
Я гуляю на лужке,
Острые рожки,
На самой макушке —
Бархатные ушки,
Язык полотняный,
Хвостик конопляный…
(Литовская песенка)

Ходит конь по бережку,
Ходит по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то —
Бряк, бряк, бряк!
Золотые они —
Звяк, звяк, звяк!
(Детская потешка)

Ток-ток-ток, ток, ток.
Это кто, кто?
Это кот-коток,
Острый коготок!
Этот кот — ребёнок —
Маленький котёнок!
Тук-тук, тук-тук, тук.
Это кто тут?
Это бык-бычок,
Беленький бочок!
Он совсем ребёнок,
Маленький телёнок.
(И. Лопухина)

Петушок проснулся поутру,
Заиграл на дудке: ту-ру-ру.
Пастушку мы будем помогать,
Пастушку мы будем подпевать.
На лугу коровка — му-му-му!
Розовые свинки — хрю-хрю-хрю!
А козёл рогатый — ме-ме-ме!
Баран бородатый — бе-бе-бе!
Замяукал котик — мяу-мяу!
А собачка лает — ав-ав-ав!
А в лесу кукушка всё — ку-ку, ку-ку!
Петушок весёлый спел — ку-ка-ре-ку!
А в саду зелёном детвора
Распевает песни — та-ра-ра!
(Детская потешка)

На собаке ехали,
До будки доехали —
Тяв-тяв-тяв.
На коровке ехали
До хлева доехали —
Му-му-му.
На овечке ехали,
До ворот доехали —
Тук-тук-тук.
На козочке ехали,
До луга доехали —
Тупы-тупы-тупы.
На лошади ехали,
До двора доехали —
Цок-цок-цок.
Тпру! Приехали!
(Детская потешка)

Кошка хвостиком играла —
Вот так! Вот так!
Веселилась, хохотала —
Вот так! Вот так!
Мячик по полу катала
Вот так! Вот так!
И по комнате скакала —
Вот так! Вот так!
А потом устала кошка —
Вот так! Вот так!
И поплакала немножко —
Вот так! Вот так!
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем кошку утешать.
(Н. Пикулева)


Развивающие игры по теме «Домашние животные»

Игра «Дедушка Молчок»

Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса.
Дети сидят в творческом полукруге.
Воспитатель: сегодня к нам в гости придёт дедушка Молчок. Когда он появляется, становится тихо. Дедушка очень добрый, он любит детей и знает много интересных игр.
Чики-чики-чики-чок,
Здравствуй, дедушка Молчок!
Где ты? Мы хотим играть,
Много нового узнать.
Где ты, добрый старичок?
Тишина… Пришёл Молчок.
Не спугни его смотри,
Тс-с-с, ничего не говори.

Педагог просит детей очень тихо, на цыпочках, поискать дедушку, жестом призывая к соблюдению тишины. Далее педагог «находит» дедушку (надевает бороду и шапку) и действует от его имени: здоровается, говорит, что очень спешил к ребятам, потому что любит играть. Предлагает детям поиграть в игру «Узнай, кто говорит от другого имени». С помощью считалки выбирают водящего. Педагог от имени дедушки читает текст. Ребёнок, на которого указывает Молчок, отвечает на вопрос, изменив голос. Водящий угадывает, кто из детей говорит от другого имени.

Сидит кукушка на суку,
И слышится в ответ…
«Ку-ку», — отвечает ребёнок, на которого указывает дедушка Молчок.
А вот котёночек в углу,
Мяукает он так… (Мяу! Мяу!)
Щенок прогавкает в ответ,
Услышим вот что мы вослед… (Гав! Гав!)
Корова тоже не смолчит,
А вслед нам громко замычит… (Му-у!)
А петушок, встретив зарю,
Нам пропоёт… (Ку-ка-ре-ку!)
Паровоз, набравши ход,
Тоже весело поёт… (У-у-у!)
Если праздник, детвора
Весело кричит… (Ура! Ура!)

Пальчиковая игра «Как на пишущей машинке»

Декламация стихотворения сопровождается лёгкими движениями кистей рук. Кисть быстро отскакивает от воображаемой машинки вместе со звуком на ударных гласных. Сначала темп речи не быстрый, затем всё быстрее. Дети всё быстрее «печатают на машинке», изображая свинок.
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И постукивают,
И похрюкивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Дидактический материал по теме «Домашние животные» 3-5 летДанный материал пригодится для тематических недель: «Домашние животные», «Домашние животные, закрепление», «На ферме».